Схиархимандрит Серафим (Блохин). «Моя жизнь во Иисусе». Продолжение

СЛОВО 4.
ИЩИ ТОГО, КТО ВНЕ МИРА.

Ищи Того, Кто вне мира. Если мы не отречёмся мира с раннего утра, или лучше сказать от самой юности, то не можем видеть Того, Кто вне мира. Утро показывает, какой будет день, и юность показывает, какое будет житье человека; бывает и наоборот, но это редко. Не к тому говорю, что, если мы уже много жили, или уже половину нашей жизни прожили, нужно отчаиваться, да не будет этого. Но говорю к тому, чтобы мы с самого детства и от юности стремились к совершенству и искали единаго на потребу. И так думали каждый день с самого утра. Чего не было в человеке от юности, то редко бывает в старости. Например, был юноша отчаянный, то не гораздо ли он делается отчаянным, когда достигнет мужеского возраста? В юности он никому не хотел повиноваться, а когда возрастет, будет желать многими повелевать.

Человек подобен древу прямому и кривому, доброму и злому, по слову Спасителя: «Не может древо доброе плоды злы творити, ни древо злое плоды добры творити» (Матф.7, 18). Кривое древо прямым не сделаешь, и порочного человека не скоро исправишь. Он все будет клонится туда, как в юности возрастал. В юности и молодости наше естество может свободно воспринимать то и другое, но когда состареется, тогда делается неспособным ни к тому , ни к другому, и останется при том, что раньше было восприняло. Так с самого юношескаго возраста нужно нам внимать себе, и с раннего утра следить за собою: «Что я должен сделать в сей день для моего спасения?» И так до самого вечера, а иначе нет спасения. Вечером проверять себе: так ли провел день, как думал провести.

Итак, каждый день испытывай себя и тщательно следи за собою. Помни, что дороже спасения твоего ничего нет; и душа твоя дороже всего мира для тебя. Каждый день уделяй время для размышления и беседуй с душою твоею, минут десять вечером и минут десять утром. И если какое внимание, или добрый предмет – помысл, займет душу твою, тогда остановись на том предмете, и стой до времени и рассуди: если это доброе — постарайся то поскорее и не медля в дело привести; а если мыслишь злое, убеди себе — умирать, а не делать этого.

Можешь размышлять так: «Как я был маленьким, что я тогда делал и о чем помышлял? Потом, когда возрастал , и силы мои укреплялись, чего я тогда делал? К чему стремился? Потом, когда я был младенцем, кто-то заботился о мне и старался сохранить жизнь мою. Еще вот и состареюсь, или сострелся, кто-то так же должен поддерживать мою жизнь. Было время, когда меня не было, и откуда я пришел, и куда должен идти? Где мое начало, и где должен быть конец?» Такое размышление может подвигнуть тебе к непостижимому, и ты скажешь: «Кто-то должен управлять мною, и сохранять жизнь мою.» И невольно задумаешися любить Его – Бога. Ибо мы Им живем, и движимся, и существуем (Деян.17, 28).

Еще можно размышлять так: о тартаре /морозе/, об огне неугасимом, о ледовитых океанах, о бесконечном мучении нераскаянных грешников, и о вечном блаженстве праведников, и о нескончаемой их радости, где они увидят Ангелов и Архангелов, и вместе с ними будут наслаждаться блаженством. Там польются радости во веки веков и Сам Бог будет им зриться лицем к лицу, и будет их утешать навечно и без конца. Они тогда увидят то, что жаждала душа их. Они тогда увидят, чего никогда не видели, и услышат, чего никогда не слышали, и узрят Того, Кто выше всего, и уразумеют как Он есть (1.Иоан.3, 2).

О! Отец наш Небесный! Воззри на нас оком Твоим благоутробным, и даждь нам всегда искать Тебя и любить, как Ты нас возлюбил (Иоан.3, 16). О! Боже наш, Боже! Воспламени сердца наша оледеневшие и, даждь нам всегда жаждать Тебя. Господи, коснись Духом Твоим Святым сердец наших, и смягчи их, яко воск смягченный огнем. О, Боже, мой, когда я увижу Тебя, когда все желания мои исполнятся, тогда я наслаждуся и насышуся тобою. Аминь.


В публикации частично сохранена авторская орфография и пунктуация.



На фотографии о.Серафим с духовными чадами. 50-е годы.

Предыдущие публикации:
Предисловие
Часть 1. Слово 1. О Боге и человеке
Часть 1. Слово 2. Ищи Бога — в Нём всё найдешь
Часть 1. Слово 3. Ищи Иисуса