Схиархимандрит Серафим (Блохин). «Моя жизнь во Иисусе». Продолжение

КНИГА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СЛОВО 24.

О ЗДЕШНЕМ И ТАМОШНЕМ.

Горняя мудрствуйте, а не земная (Колос.3, 2). Здешнее презираем, будущее да взыскуем; о временном не радеемм, вечное взыскуем; о земном не радеем, а к Небесному поспешим. Здесь всё ничтожно, там всё драгоценно. Здесь всё сует суета, а там одна красота. Здесь — тьма и смерть, а там свет и жизнь. Здесь скорби и болезни, а там ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Здесь печаль да горе, там радость и веселие. Здесь ложь да обман, а там истинная жизнь. Здесь буйство да мятеж, а там мир и тишина. Здесь — друзья, и те предают, а там — верные Ангелы. Здесь мы странники и пришельцы, а там наша родная сторона. Здесь одно насилие и притеснение, там рай и свобода. Здесь мы гости, там — свои; там Ангелы светлые, а здесь темные бесы. Там Бог да святые, а здесь диавол да люди злые. Там вечно Царство Небесное, а здесь всегда ад кромешный. Там Ангелы непрестанно поют:» Аллилуйя! ,» а здесь и на Бога всем хула надоела. Там всегда песни святые, а здесь проклятия мирские. Там одно добро, а здесь одно проклятие да зло.

Если всё писать здешнее злое, тогда и времени не достанет, и в книгу не поместишь; а тамошнюю сладость и радость никто не в силе описать. Возлюбленные! Всё здешнее худое я не в силе описать, а тамошнее для нас непостижимо. Дети! Я не для того пишу, чтобы всё писать да считать — нет! Я пишу чтобы всё здешнее возненавидели, а тамошнее возлюбили. И я пишу это и не выдумываю, но лучше сказать, всё это мы сами пережили, и что видели нашими очами. Вы скажите, мы и сами всё это знаем, а я скажу, потому я и пишу, что мы всё это знаем. Но не будем ли мы ещё более других незнающих наказаны за наше знание; потому что мы знаем — и не исполняем, видим — и во тьму идём. Поэтому я и стараюсь всё это напомнить вам, что не возбужу ли я в некоторых ревность по Боге? Для того я тружусь день и ночь, что не спасу ли некоторых по Благодати Божией?

Возлюбленные! Может быть, кто из вас готов мне сказать, вот что-то пишет всё одно и тоже: «Оставь, да оставь суету.» Тогда бы я сказал тому:  Вы оставьте суету, и я не стану о том писать.» Так и пророк вопиет: Упразднитеся и разумейте, т.е. оставьте всё то, о чём так много мятетеся, и тогда разумеете, яко Аз есмь Бог (Псл.45, 11). Итак, оставьте всё суетное, оставьте всё, чего любит ваше сердце, кроме Иисуса — Бога. Говорю, оставьте, перестаньте любить тленное , временное и скоропреходящее. Всё здешнее яко сновидение.

Вот во сне бредится, будто ты богат и имеешь много, но востав от сна, и вот — нет ничего. Так и здесь. Помышляем, что у нас то и то, и всего много, но пришла смерь — и у нас нет ничего. Да хотя бы и было что, всё одно, как сновидец — всё оставляешь и идёшь туда навечно ни с чем. Если скажешь, да разве так нельзя, иметь временное и стремиться к вечному? На это я тебе скажу: «Да разве я тебе говорю, разбросай и раскидай всё, что имеешь, и иди на небо?» Нет, это невозможно, вернее, неразумно. Я говорю: «Оставь то, чего любишь, чему ты отдал свое сердце вместо Бога.» Припомним того юношу (вот для нас разительный пример), который очень желал иметь, или наследовать живот /жизнь/ вечный. Казалось, он всё исполнил, и не знал, что ему ещё не достает. Как будто он всё готов исполнить. Но вот он слышит от Господа Иисуса: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на Небеси (Матф.19, 21). И услышал сие юноша слово, отиде, и не просто «отиде», но — скорбя, т.е. с великой скорбью. И только потому, что имел стяжания многа, или был богат и прилип сердцем к богатству, более чем к Богу (22, там же). Потому и Христос говорит: Идеже бо есть сокровище ваше, ту /там/ будет и сердце ваше (Матф.6, 21). И ещё: Не можете Богу работати и мамоне /богатству/ (Матф.6, 24).

Так возлюбленные! Оставьте всё, о чём помышляете, кроме Бога; ибо нельзя мудроствовать о земном и вместе о Небесном. Как невозможно одним глазом смотреть на землю, а другим на Небо, так невозможно помышлять о земном и любить Небесное. А кто имеет много, и думает взойти на Небо, тот подобен тому, кто обувшись и одевшись, и имел бы при себе ношу, и намеревался бы переплывать быструю и широкую реку; тогда бы всякий видящий его сказал бы ему: «Что делаешь, зачем себя губишь?» Так и я говорю, возлюбленные, зачем суетимся? Оставим всё это, зачем себя губите? Да, вы мне можете сказать: «Какое же у нас богатство, у нас ничего не стало.» А я на это скажу: «Не тот богат, кто много имеет; но тот богач погибнет, который много желает, и от желания и зависти снедается каждый день.»

Скажи мне, кто был богаче, Авраам или Иуда? Конечно, скажешь, Авраам в несколько раз богаче Иуды /предателя/. У Авраама было много слуг и было много скоты и проч. (Быт.13, 2). (24, 35). А у Иуды одна мошонка, и он ее ради погиб, а тот /Авраам/ спасся сам, и мог спасать других. Так он, Иуда, любил мошну более Иисуса, потому и решился продать и предать своего Божественнаго учителя и Господа. Так и из нас некоторые имеют несколько сребреников и немного бумажек, и вот помышляют, что бы туда добавить, и если бы пришлось, они бы и человека продали, и туда положили. Потому и говорю, перестань – оставь, что делаешь! Правда, некоторые не имеют и этого, но всё же они желают иметь и мало надеются на Иисуса, и так остаются несчастнее других: и здешняго не имеют, так как им не дано, и о будущем не хотят помышлять. Так я и не перестану говорить, что здесь всё — суета сует и проч., пока вы не скажите — воистину так!

Господи Иисусе, что же мы каждый день мятемся всуе… Прииди и отторгни сердце наше от всего того, что не пользует. Господи Иисусе! Долго ли я буду в сей горькой юдоли странствовать и скитаться? Прииди Боже и возьми меня отселе, ибо я желаю со всем расстаться. Вот для меня всё стало ясно, а всё же не перестаю суетиться напрасно.


В публикации частично сохранена авторская орфография и пунктуация.


На фотографии схиархимандрит Серафим во дворе своего дома в 70 — е годы.

Ссылка на опубликованный материал книги