ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СЛОВО 16.
О Иисусовой молитве: как узнать, имею ли её я? Если ты, чадо мое возлюбленное, имеешь сию молитву, то вот что должна почувствовать душа твоя, и это должно сопровождать тебя, а именно: взыграние духовное, радость неизреченная, покой души, забвение и ни во что вменение всех временных и земных благ. Особенная сладость сердечная, о которой знают немногие. Особенное человеколюбие: если было бы возможно, сей человек всех бы в рай ввел, и всем бы всё простил. И ещё, более палимый любовию, доходит до того, что за любимых им, сам готов был бы впасть в геенну, за спасение их. Например, как Моисей (Быт.32, 31-32), а также и св.апостол Павел. Всё это может произвести Иисусова молитва.
Поэтому и мученики Христовы, палимые любовию к Нему – Иисусу, когда шли на мучение, не печалились, но радовались, как будто какие сластолюбцы шли на пир. Вот такова любовь ко Иисусу. И Иисус был всегда с ними, и они — с Ним. Если скажешь, те люди святые, а мы грешные, то я скажу: они родились также, как и мы, и такую же имели плоть, и такую же имели немощь; но возжелали лучшего, и при помощи Иисуса сие достигли и восприняли. И мы, если возжелаем, то достигнем и восприимем того же. Те люди святые… А вот знаю человека во Христе, тому прошло уже много лет назад. Он подобен мне – грешник, или как я; но греховных дел его я не хочу заносить сюда, считая неуместным, и однако получил сей дар, как рассказывает о себе: «Я великий грешник, я не лучше блудного сына, и Господь даровал мне чудо: я услышал о Иисусовой молитве и возжелал её всем сердцем моим, и она скоро пришла ко мне, как любимая мать к дитяти. Я так подружился с нею и полюбил её более пищи и питья; и она сопровождала меня все дни жизни моей, и утешала более всех. Вот иду полем, меня внезапно охватывает радость и я восхищаюсь, иду лесом, и мне представляется, что это рай земной, и деревья мне представляются райскими, и все окружающее в прекрасном виде. Я думал, а что же будет там, где Бог обещает дать более этого? А по временам от радости я как малое дитя плакал и говорил: О, Господи! Что это?» Вот такова Иисусова молитва, и грешники получают её.
Ещё расскажу и поведаю, что касается Иисусовой молитвы. Вот пришлось мне спросить из светских одного человека, хотя я и многих спрашиваю на исповеди, что знаешь ли ты Иисусову молитву? Но о всех умолчу, а об одном человеке скажу. Вот я спросил сего человека, знаешь ли Иисусову молитву? Да, говорит знаю. Я на исповеди разъяснил о молитве Иисусовой, и сказал как нужно читать Иисусову молитву, чтобы усвоить и чувствовать её, и велел причащаться первый раз два дня подряд, после этого каждую неделю. Вот пришли сии странники, я заметил и передал, чтобы и далее продолжали причащаться еженедельно, а без моего благословения они не дерзали. Потом, я думаю, не по принуждению ли моему они причащаются? После обедни спрашиваю: «Может быть, причащаетесь без всякого желания, только исполняете моё благословение?» Они говорят: «Нет батюшка, мы очень желаем и очень рады; только мы боимся и считаем себе великими грешниками и недостойными». А потом говорят: «Батюшка, что же мы так радуемся; а Иисусова молитва так утешает нас, что мы не умеем сказать. Мы такой радости во всю жизнь не видели… Вот мы наряжались, клали в сундуки наряды, только и думали о том, а теперь всё это нам надоело, и ничего нам не нужно. И если нам Господь поможет, то мир нам не нужен, и мы готовы остаться девственницами, ради Иисуса и своего спасения.»
Вот такова сила Иисусовой молитвы и такова сила Иисуса Христа. Всякому желающему иметь Иисусову молитву, или лучше сказать, иметь в себе Иисуса, говорю: имейте и храните сии две заповеди — имейте любовь ко Иисусу, и смиряйтесь во всём и всегда ради Иисуса, а прочее приложится. Кто грешен подобно мне, говорю — не отчаивайся, и кто свят как Ангел — не превозносись, и не гордись, и не давай себе имя Я, как сатана, да не с ним осудишься. Смиренный Бог — гордый диавол, кроткий Ангел — раздражительный бес; в ком любовь — в том Бог; а кто не познал её, тот не увидит Иисуса и не познает Его.
Вот сие написал о Иисусовой молитве. Простите, братие и чада возлюбленная, если что не так, прошу исправить, и если чего негодное — выбросить вон. Если обрящите что доброе, воздайте славу Богу Отцу и Сыну и Святому Духу во веки. Аминь.
В публикации частично сохранена авторская орфография и пунктуация.
На фотографии схиархимандрит Серафим (Блохин) в 80-е годы