Есть среди людей Церкви те, которые не прославлены в лике святых, но вся их жизнь – пример истинной веры и любви к Богу и людям. Именно такой подвижницей благочестия была схимонахиня Неонилла, насельница Казанского Явленского девичьего монастыря. В преддверии празднования 10-летия со дня возрождения обители, предлагаем вашему вниманию материал об этом удивительном человеке.
На фото: схим. Неонилла слева, справа клейница
Монахиня с детства Наталья Авраамовна Жукова родилась в 1898 году в деревне Реткино. Когда ей было всего 6-7 лет (точных сведений не сохранилось), в деревню пришли монахини из Казанского Явленского монастыря Рязани. Они набирали девочек для обучения и воспитания при монастыре. Год за девочками наблюдали. Тех, кто не выказывал способностей к обучению, отправляли обратно домой. Наташу оставили. Возможно, проявила себя в каком-то ремесле, а может быть, завоевала любовь и доверие послушанием и трудолюбием. Девочке в монастыре тоже понравилось, когда подошло время, она приняла постриг с именем Надежда. Валентина Гудина, которая ухаживала за матушкой Неониллой в последние годы ее жизни, рассказывает, что матушка вспоминала, как ходила с сестрами на Оку зимой белье полоскать и добавляла при этом: «Жить в монастыре было очень хорошо!» Привычку к труду матушка сохранила почти до самых последних дней жизни. Известный рязанский эколог Андрей Петруцкий, которому довелось не только пообщаться, но и получить помощь от матушки Неониллы, рассказывает, что ее «квартирка» в бараке напротив Казанского монастыря была очень маленькой, но в то же время чистой и опрятной. И это несмотря на то, что матушка к тому времени была уже в преклонных годах, а отопление в доме было печное.
Годы Гонений После разорения Казанской обители часть монахинь отправили «на вольные хлеба», кому-то разрешили поселиться рядом с монастырем. Многих вместе со священниками и арестантами из других сословий сначала заперли в подвалах, а потом увозили – кого в тюрьму, кого в ссылку, а кого на Скорбященское кладбище, где ждала своего приказа расстрельная команда. Монахиня Надежда уехала в деревню к родителям. Но иногда приезжала в Рязань посетить еще действовавшие храмы. И однажды встретила двух казанских монахинь – Евдокию и Иларию. Они жили там, где поселились сразу после изгнания – в одном из бараков напротив теперь уже бывшего монастыря. Позвали матушку к себе, и та с радостью согласилась: пусть не в обители, а все же с сестрами. Жили тихо, исполняя монашеское правило. Кормились тем, что шили
постельное белье на заказ. Втроем они пережили долгие годы гонений на церковь, войну… Первой почила матушка Евдокия. За ней после долгой и мучительной болезни отошла в мир иной матушка Илария. В разное время в маленькой барачной комнатке напротив областного архива, который расположился в здании Казанской церкви, находили приют духовные сестры из других разрушенных обителей, просто знакомые, стремившиеся быть ближе к церковным людям. Но настало время, когда матушка Надежда осталась совсем одна. Годы уже брали свое, и справляться даже с ее маленьким хозяйством стало непросто. Матушка попросила псаломщицу Борисоглебского собора Марию (Малахову), с которой дружила и которую очень любила, найти ей помощницу. Так у матушки появилась Валентина Гудина. Ближе к зиме возникла проблема с отоплением. Ба- рак топили дровами, которые нужно было везти из-за Оки, а потом еще распилить и наколоть. Валентина обратилась за помощью к своему знакомому Владимиру Семенову, а он уже не оставлял своей заботой матушку до самой ее кончины. Владимир оказался не только глубоко верующим человеком, но и духовным чадом самого Иоанна Крестьянкина. Через него матушка получила возможность общаться с прозорливым священником и обращаться к нему за советами и духовным наставлением.
Верность и вера Несмотря на немощи, матушка Неонилла ни в чем не отступала от монашеских обетов, одним из которых является обет послушания. Валентина Гудина вспоминает, что матушка очень хорошо готовила и всегда угощала гостей. Особенно уда- вались ей щи. Постные, без грамма мяса, они выходили у нее густыми, вкусными и сытными. Но в последние годы даже готовить ей стало тяжело. Однако самовольно отказаться от этого своеобразного послушания она не могла, поэтому через Владимира обратилась за благословением к отцу Иоанну Крестьянкину. Батюшка благословения не дал, велел готовить самой. И матушка не ослушалась. Кухарничала до тех пор, пока совсем не слегла… По словам Валентины Гудиной, болезнь матушки Неониллы протекала очень тяжело, она мучилась сильными болями. Но только один раз в разговоре с алтарницей Марией сказала об этом. Свое последнее имя – Неонилла – матушка получила при постриге в схиму, который совершил схиархимандрит Серафим Блохин. Почетный настоятель Вознесенского храма Рязани протоиерей Анатолий (Лазарев) совершал последнее причастие матушки и принимал у нее исповедь незадолго до ее кончины. В декабре 1981 года схимонахиня Неонилла отошла в мир иной. «Я понял, что это был человек особой жизни. Ясная старица, – говорит о. Анатолий. – Вся ее жизнь от юности была посвящена Богу. И хотя было тяжелое время, были гонения на церковь, она свой подвиг монашеский не оставляла». Послушница монастыря Наталья, монахиня Надежда, схимонахиня Неонилла… Она жила тихо и скромно, с твердой верой в то, что православие возродится и Казанский монастырь будет вновь отстроен. Потому, чувствуя близкую кончину, и раздавала драгоценные иконы верным людям, наказывая вернуть их в монастырь, когда придет время. О жизни последней монахини Явленского девичьего монастыря Рязани остались лишь крупицы воспоминаний. И очень нужно, чтобы они не исчезли, чтобы не стерся во времени пример самой настоящей веры в Бога и верности Богу.
Елена Шишова