Приступая к написанию сих строк, прошу Божие благословение на сей труд и святые молитвы сих подвижников, свидетелей ниже последующих событий, и нижайше прошу прощения за, быть может, сказанные неточности или свою трактовку событий…
Строки
Встреча с матушкой Херувимой по стечению ряда обстоятельств, которые, может быть, были предопределены заранее, произошла в храме преподобного Сергия Радонежского Свято-Троицкого монастыря. Был теплый весенний день, пришли, как всегда, первые неравнодушные и внутренне радостные женщины и бабушки навести порядок в одном приделе храма, к празднику. До освящения придела Иоанна Крестителя должно пройти половина года или больше. И так внутреннее чувство радости не оставляло и причастность к чему-то важному: быть может, торжества справедливости – возвращение на круги своя. Все трудились, не замечая усталости, в этот момент где-то перед обедом приходят два человека и один заявляет: «Все выходите из помещения». Для ясности ситуации второй начинает прибивать «уши» для того, чтобы все закрыть на замок. Было объявлено: «Все выходите». Не стоит вдаваться в подробности, это было конкретное должностное лицо, и как недавно отдали, могли и забрать, и закрыть, то что дали. И, вероятно, должен наступить момент истины, быть может, по маловерию, а, возможно, от большой сердечной веры во Господа Ииисуса Христа бабушки, и в их числе матушка Херувима, сказали: «Из храма мы никуда не выйдем, закрывайте!» И в это самое время, когда необходимо проявить стойкость, приехал игумен Андрей (Крехов) и, решив все вопросы, всех умирил, утешил и успокоил.
С этого момента встречи с матушкой Херувимой из ростка лоза стала развиваться и прирастать при ее (м. Херувимы) умелом поливе и давать цветы, возможно, благочестия. Как известно не мы выбираем, а нас выбирают и, возможно, не просто так: как потом выяснилось, матушка приняла монашество с именем Херувима, а составитель этих строк родился в то время. Пути Господни неисповедимы.
Матушка Херувима, в миру Клавдия Павловна Соколина, родом из с. Питим Тамбовской области из многодетной семьи, отец Павел, мать Анна. Земля русская всегда была отзывчива на семена православия, и, как известно, по воле Божией все промыслительно. Клавдия еще в девичестве приняла азы православия, и направляла свой путь ко Господу Иисусу. Был у них блаженный Матюша, и он приходящим к нему что-то аллегорично говорил, так и Клавдии: «Тетка, тетка моченице надо мять, мять, толочь, толочь». Имеющий уши да услышит. Тем более Великий пост у Клавдии продолжался не сорок девять дней по уставу, а начинался на неделю раньше, не могла она есть ничего молочного… (записано с ее слов).
Может, кто-то еще добавит о проживании в с. Питим Клавдии в те годы, но следует перейти дальше. По ряду обстоятельств не могла Клавдия жить обычной мирской жизнью, и чтобы определиться – по традиции нужно благословиться у старца. Как известно, невозможно скрыть свечу поставленную. Так, из уст в уста передавалась благовесть о старце. И Клавдия собралась и поехала ни много ни мало к Кукше в Одессу (ныне прославлен во святых). А путь из Тамбова на южное направление вел через Рязань, где жил их земляк – отец Серафим из с. Пичаево (с. Питим расположено в 12 км от с. Пичаево – рядом). Как известно, земля слухом тогда полнилась. Здесь следует сделать краткое отступление: Отец Серафим (Блохин) родился в селе Пичаево Тамбовской области в 1907г. и, пройдя испытания и пути возрастания, пройдя Великую Отечественную Войну 1941-1945гг. волею судеб будучи священником оказался в Рязани. Причем место, где им был приобретен дом на улице Михайловка-Ямки, однозначно, было промыслительно: достоверно неизвестно, знал ли о. Серафим или не знал, что в г. Рязани из 50 церквей в пятидесятых годах, на тот момент было действующих храмов всего два: Борисо-Глебский и Всех скорбящих Радость. Но было известно, что на другой стороне улицы Московской (историческое название Троицкая слобода) в промышленной зоне на территории завода, которых было всего два во всем Союзе: в Рязани и в Беларуссии исторически располагался Троицкий монастырь, в который заезжал преподобный Сергий Радонежский перед тем, как помирить двух великих князей: Олега Рязанского и Дмитрия Московского. Но здесь следует еще одна историческая подробность. На месте, где в данный момент находится ТЦ «Барс на Московском», находилась Вшивая Горка, и еще до Троицкого монастыря там подвизался старец (ссылка на историографию Троицкого монастыря в г. Рязани). И, соответственно, совсем рядом – Михйловка-Ямки, а до железнодорожного вокзала Рязань-1 15 минут ходьбы. Может, кто-то добавит, как Клавдия Соколина приехала, возможно, на Вернадском поезде, чтобы далее следовать в Одессу к Кукше, но случай и встреча все поставили на пути своя…
(продолжение следует)
Вячеслав Морозов
Стилистика текста и,частично, пунктуация — авторские.
Фотографии схимонахини Херувимы (Соколиной Клавдии Павловны) разных лет.