Открыта еще одна страница монастырской истории

В конце 2022г. у сестер монастыря состоялась удивительная встреча с Алексеем Голобоковым, одним из родственников насельницы Казанской обители дореволюционного периода. Во время экскурсии в доме схиархимандрита Серафима (Блохина) Алексей Викторович поведал, что разыскивает информацию о Тихомировой Анастасии Ивановне, подвизавшейся в одном из монастырей Рязанской епархии, и высказал робкую надежду, что она могла быть в числе сестричества Казанского монастыря . Мы выразили большую заинтересованность и обещали помочь уточнить это предположение, поскольку провели немалую работу в изучении архивных документов, собирая информацию и воссоздавая славную историю некогда первоклассной обители. Правда, был риск не найти след, поскольку в поименных списках мантийных монахинь не указывали фамилии и мирские имена. Удача могла улыбнуться лишь в том случае, если Анастасия являлась рясофорной послушницей, по которым имеются списки с именами и фамилиями, составленными до 1915г. Благ и мудр Господь сказавший: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». (Мф.7: 7-8). Милосердие Божие неизмеримо и волит Господь прославлять имена верных Ему. Итак, в «Ведомости о Рясофорных послушницах Рязанскаго Первокласснаго Казанско-Явленскаго девичьяго монастыря за 1915 год» мы находим запись под номером 241 и читаем:
Анастасия Ив. Тихомирова, 34 года от роду, россиянка, крестьянского сословия. В монастырь поступила в 1899г. В 1906г. облечена в рясофор; состоит на послушании при монастырском училище. Знает грамоту и рукоделие. [1]

Всеобщая радость от находки была неизмерима. Опираясь на обнаруженные данные, мы вычислили год рождения (1881г.), количество лет при поступлении в монастырь (18 лет), сколько лет прошло до облечения в рясофор (7 лет), возраст при облечении в рясофор (25 лет) и продолжительность жизни в монастыре по состоянию на 1915г. (16 лет).

Дальнейшую судьбу инокини Анастасии удалось выстроить из рассказа Алексея Викторовича. После разорения Казанской обители и открытия на ее территории Концентрационного лагеря принудительных работ ин.Анастасия (Тихомирова) устроилась уборщицей в одну из школ. Сохранилась коллективная фотография, сделанная ориентировочно до 1930г. Приводим фрагмент, на которой видим героиню нашего повествования. Перед нами предстает ее благочестивый облик, с покрытой платком головой, в скромной одежде. Она и в миру продолжала вести свой иноческий образ жизни. В 1958 -1959 годах Анастасия Ивановна еще была жива и здорова, о чем свидетельствует один из ее дальних родственников (ныне проживающий в г.Санкт-Петербурге), в десятилетнем возрасте посещавший Рязань. Обрела инокиня Анастасия свое пристанище на кладбище Скорбященской церкви нашего города, при которой долгие годы находила духовное утешение.

Так нынешним сестрам обители открылось еще одно место упокоения их исторической сподвижницы. Отрадно, что безбожные советские годы не угасили в ней огонь Христовой веры, и теперь Анастасия Тихомирова служит насельницам Казанского монастыря еще одним примером мужественного шествия по единожды выбранному пути и верности Богу. Ему же слава подобает!

Ксения Глухова

[1] ГАРО. Ф.627. Оп.175. Д.76 т.1. Л.181-182.