Великая Среда Страстной седмицы

«Жена, помазавши Христово тело миром, Предвосхищает смирну и алоэ Никодима». (Синаксарь)

В этот день вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром.

В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В Великую Среду в последний раз служится литургия Преждеосвященных Даров, последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина, последний раз делают земные поклоны, последний раз стихословится Псалтирь — заканчивается все характерное для великопостного богослужения. Перед литургией среды Типикон назначает чин прощения за весь пост, похожий на тот, что совершался в Прощеное воскресенье. Среда — это как бы граница, отделяющая один тип богослужения от другого. После среды начинаются совершенно особые службы, посвященные спасительным Страстям Господним.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года:
(Мф. 26, 6-16). «Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, — речью подобного которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских. Ныне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него перед очами уже только смерть, — заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше. Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами, и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного».

Тропарь, глас 8:
Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, егоже обрящет бдяща,/ недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши,/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:// Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Кондак, глас 4:
Паче блудницы, Блаже, беззаконновав,/ слез тучи никакоже Тебе принесох,/ но молчанием моляся, припадаю Ти,/ любовию облобызая пречистеи твои нозе,/ яко да оставление мне, яко Владыка, подаси долгов,/ зовущу Ти, Спасе:// от скверных дел моих избави мя.

Стихира:
Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы: ихже в раи Ева, по полудни, шумом ушы огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость.