Святыни возвращаются в монастырь

Сегодня в Казанском Явленском монастыре в Рязани подвизаются четыре человека: его настоятельница игумения Анна (Сычугова) и три послушницы. А до революции, согласно архивным данным, в этой обители 1-го разряда, прозванной в народе «Девичьим монастырем», было в разные годы сто насельниц, триста, четыреста и более. По словам матушки Анны, у них в помяннике записаны имена 450 предшественниц, радениями которых обитель процветала, поражая прихожан и паломников своей красотой и благолепием. Когда-то в ней, занимавшей целый городской квартал, кроме соборного храма в честь Казанской иконы Божией Матери и надвратной церкви-звонницы в честь Святой великомученицы Варвары (где службы проводились лишь в летнее время), находилось до 40 построек – деревянных и каменных. Это были швейная мастерская, больница, детский приют для девочек, библиотека-читальня, богадельня, корпуса конюшни, коровника, амбаров и т.д. Нынче, говорит матушка-игумения, осталось двенадцать зданий, из которых монастырю переданы пока лишь три – собор и еще два здания. Передача идет трудно, потому что монастырские постройки в свое время были незаконно приватизированы, превращены в жилые дома, в том числе и церковь во имя Святой великомученицы Варвары на улице Фурманова – бывшей Монастырской…

Богослужения в Казанском соборе, который, по дошедшим до нас сведениям, имел уникальную акустику, совершаются ежедневно. Сейчас проявиться акустическому эффекту мешают строительные леса и пыль, неизбежная при ремонте (ведутся реставрационные работы в двух приделах храма – в честь Священномученика Харалампия Магнезийского, епископа, пострадавшего в 202 году, и Преподобного Сергия Радонежского). Однако реставраторы уверены, что после окончания работ стены станут отражать звуки именно так, как это было задумано строителями собора. Реставраторам много пришлось потрудиться, чтобы убрать со сводов трапезного купола в соборе «революционные картинки» 20-х годов прошлого века: рабочего-молотобойца, уничтожающего «гидру», и красноармейца на коне, грубо намалеванных на святых изображениях половой коричневой краской.

Прихожане любят монастырский собор, потому что с момента его возвращения Рязанской епархии (это произошло в конце 2006 года) сюда стали возвращаться святыни, пребывавшие в нем до революции.

– Это иконы Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы, частички мощей Петра и Февронии Муромских, апостола Симона Кананита, которые были сохранены монахиней Неонилой, – говорит игумения Анна. – После расформирования обители власти позволили матушке Неониле остаться жить в одном из монастырских строений. Всю жизнь она была хранительницей сбереженных святынь, а перед кончиной передала их своему духовному сыну Владимиру Семенову. Владимир Андрианович вернул иконы восстанавливающемуся храму. Среди возвратившихся в монастырь икон и почитаемые образы Божией Матери «Скоропослушница», «Каплуновская».

Для самой матушки Анны особенно памятным стало 8 августа 2008 года. За полмесяца до этого ее назначили настоятельницей Казанского женского монастыря, и вот в теплый августовский день владыка Рязанский и Касимовский Павел торжественно передал обители чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона, написанный и освященный в XIX веке на Святой Горе Афон. Не одно поколение благочестивых людей хранило его, что было сопряжено с опасностью для жизни: за это могли и расстрелять! После открытия монастыря прихожане передали святыню Владыке, он – монастырю.

Нынешней осенью другой архипастырь подарил немногочисленной монастырской семье и прихожанам духовное утешение. Это митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф. Поздравив митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина с днем Ангела, он поведал удивительную историю обретения образа Казанской Божией Матери из Казанского женского монастыря в Рязани. Владыка зачитал письмо Ольги Кублицкой, в чьей семье икона хранилась около ста лет. Прабабушка Кублицкой увидела сон, в котором какой-то голос звал ее в высокий дом с резной калиткой и велел разобрать там дрова (или хворост). Во сне женщина пошла на зов, отыскала указанный дом и в поленнице нашла икону. Но, проснувшись, она напрочь забыла об этом сне, а через несколько дней он ей снова приснился. И стал повторяться каждую ночь! Тогда она пошла к знакомому священнику, рассказала ему обо всем. Батюшка посоветовал походить по городу с целью найти похожую местность. Не сразу, не с первой попытки прабабушка Ольги нашла дом, что был такой в точности, как во сне: с резной калиткой и поленницей дров. А когда нашла, то попросила его хозяина, чтобы тот позволил ей разобрать дрова. Разумеется, объяснила, для чего это надо. И вот под поленьями она с хозяином обнаружила старинную темную икону Казанской Божией Матери. С тех пор святыня передавалась в семье Кублицких из поколения в поколение, а в 1967 году попала в дом священника Авеля (Македонова), который особо чтил этот чудотворный образ и завещал передать его в Казанский женский монастырь в Рязанской области, когда он будет возрожден.

– Это послушание тяготило меня долгие годы, и теперь я рад, что могу выполнить завет моего духовного отца и наставника, – сказал митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, племянник архимандрита Авеля.

26 октября 2014 года чудотворный образ был принесен из Ивановской митрополии в Христорождественский кафедральный собор Рязани, а 4 ноября, в день празднования иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Казанская», владыка Вениамин совершил Божественную литургию в Казанском женском монастыре, а перед началом богослужения вернул древнюю икону в обитель. Кстати, первой иконой, принесенной верующими в возрождающийся Казанский собор, был образ Казанской Божией Матери. Сильно поврежденную икону пришлось тогда долго и кропотливо восстанавливать. Теперь она – главный храмовый образ. А явленный в XVI веке чудотворный образ Казанской Божией Матери, от которого произошло множество чудотворений, был утрачен в послереволюционные годы и по сей день не найден. Но монастырь в честь него по-прежнему называется Явленским…

Игумения Анна с теплотой сообщила, что их обитель любила блаженная Любушка Рязанская, которой многие верующие усердно молятся, прося помощи в различных своих нуждах. (Сегодня поклониться мощам местночтимой святой, почивающим а Николо-Ямской церкви, едут паломники со всей России). Из жития святой мы узнаем, что с детства она была лишена возможности передвигаться. А жили они с матерью и сестрой в маленьком домике недалеко от Казанского Явленского женского монастыря. Девочка каждый день горячо молилась святителю Николаю Чудотворцу об исцелении, глядя на его иконописный образ. И вот однажды мать Любы, вернувшись домой, увидела, что дочка стоит на ногах. Любушка рассказала, что явился Угодник Божий Николай и сказал: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй». Ей в ту пору было 15 лет… После трех лет затвора (на три года она заключила себя в простенок между печкой и стеной в своем доме, чтобы ничто мирское не отвлекало от молитвы) Любушка обошла все храмы и монастыри Рязани. Особенно она полюбила Казанский женский монастырь, где подолгу жила у некоторых инокинь и игумении, утешаясь возвышенными беседами.

Любушка обладала даром прозорливости. Пожилым монахиням любимого ей Казанского женского монастыря она сказала: «Вы-то свои косточки здесь в монастыре оставите, а другие – нет». Сразу же после закрытия обители блаженная вырезала из бумаги фигурки и раздала насельницам. И им стало ясно, кто из них умрет, кто уедет, кто при храме останется жить, а кто и замуж пойдет. Впоследствии многие сестры Казанского монастыря встречались и убеждались, что все предреченное старицей сбылось. Умерла Любушка 21 февраля 1921 года. Вся православная Рязань пришла проститься с нею. Что касается сегодняшнего дня, то рассказы не только самих рязанцев, но и жителей Москвы, Костромы, Нижнего Новгорода, а также некоторых украинских городов пополняют многочисленные свидетельства о молитвенной помощи покровительницы Рязани блаженной Любушки.

Продолжение статьи читайте на сайте Монастырский вестник