Спешим сообщить нашим уважаемым читателям, почитающим старца Серафима (Блохина), о том, что на днях нам удалось найти информацию о его духовном наставнике — выдающемся духовнике Тамбовской земли, мученичеством за Христа запечатлевшем свою веру и преданность Церкви. Предлагаем вашему вниманию жизнеописание этого удивительного человека, сыгравшем огромную роль в становлении о.Серафима как ревностного священнослужителя и опытного монаха.
О жизненном подвиге священника Николая Петровича Никифорова (1880-1937)
Николай Петрович Никифоров родился в 1880 году в Моршанске в семье купца. По всей видимости, был единственным сыном. Купцы Никифоровы были известны в Моршанске еще в XIX веке как мукомолы: им принадлежали ветряные мельницы на Куликовском бугре. Все большое семейство Никифоровых было старообрядческим. Семья была богатой и имела в моршанской раскольничьей общине огромный вес и влияние.
Знаменитая Мария Ивановна Смесова, в девичестве Никифорова, построившая в 1913 году на Софийке старообрядческую церковь Успения Божией Матери, из их рода. Богатые купцы Фомины были их родственниками. Жили старообрядцы замкнуто, и большинство браков совершалось внутри этих семей.
По кончине их хоронили на старообрядческом кладбище в Заречной слободе. И ныне на оскверненном и практически уничтоженном кладбище в Кочетовском бору среди разрытых склепов можно найти несколько надгробий с фамилией Никифоровы.
На одном из надгробий из серого гранита написано, что здесь покоится «Екатерина Петровна Никифорова, супруга моршанского купца П.Т. Никифорова. Скончалась 30 июля 1882 года 33 лет 8 месяцев». По-видимому, это мать отца Николая. Надгробие отца, также по- хороненного здесь, обнаружить не удалось.
Купец Петр Никифоров владел большим двухэтажным домом со складами на Торговой площади (ныне Октябрьская площадь, д. 6, здание горторга), был богат, имел солидную торговлю. Строго соблюдал старообрядческие традиции. Сын рос в атмосфере набожности. Одаренный от Господа живым и пытливым умом, Николай интересовался всем: музыкой, литературой, церковной историей, богословием, много читал. Был всесторонне развит и обладал обширными знаниями. По мере самообразования и самосовершенствования, наблюдая жизнь православных семей города, Николай решил перейти в лоно Русской Православной Церкви. Узнав об этом, отец так и не смог его простить, лишил права на наследство и порвал до самой своей смерти всякое общение с ним. Не мысля себя без Церкви, Николай поступил обучаться в Московскую духовную семинарию, которую успешно окончил. Имея твердую, непоколебимую веру в Господа, Николай хотел посвятить себя служению Богу, но сомневался, найдет ли силы для столь высокого подвига, и с принятием сана не торопился. Женат он также не был.
Со своими душевными терзаниями он не раз посещал прозорливого отца Николая из села Стяжки Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Праведная жизнь благочестивого старца привлекла Николая, он духовно сблизился с ним и с радостью сделался его духовным чадом, следуя мудрым советам подвижника. Однажды в раздумьях о выборе жизненного пути Николай поехал в Сергиев Посад, в Лавру, на праздник преподобного Сергия… Видит Николай сон. Подходит к нему сам игумен земли Русской Сергий Радонежский и говорит: «Приходи рано утром с монахами к моим мощам. Когда отойдет братский молебен и все будут прикладываться к мощам, стой возле моей раки и смотри. Последней подойдет девушка — это твоя невеста». И сказал, как она будет одета. Все случилось именно так, как было предсказано в вещем сне. Девушка паломницей прибыла в Лавру поклониться мощам великого чудотворца. Николай и Татиана познакомились и сразу заметили общность характеров и взглядов.
Родилась Татиана 12 января 1886 года в селе Поим Пензенской губернии в боголюбивой семье Ку́тлинских. По преданию, родоначальником семьи был обрусевший, воспринявший православие поляк. Поим, стоящий на пересечении дорог, был в торговом отношении удобен: держа путь по тракту, окрестная мордва поила здесь лошадей. Отец Татьяны, Николай Ку́тлинский, был купцом, занимался аптечным делом, кроме того, содержал в Чембаре (ныне город Пензенской области) магазин, торговавший самым разнообразным товаром — от скобяного до ювелирного. В Чембаре же у него на двоих с братом имелся большой двухэтажный дом. Между родственниками Ку́тлинскими были самые теплые и дружеские отношения. Несмотря на купеческое звание, Ку́тлинские жили просто, сохраняя глубокую веру. Кроме Татианы, у четы Ку́тлинских было еще три дочери: Антонина, Мария и Павлина, а также сын Владимир. Татиана была самой старшей. Выучилась швейному делу и брала от людей заказы на пошив одежды.
Наверное, Николаю сразу бросилась в глаза сила веры и строгое воспитание девушки — черты, необходимые жене русского пастыря, и он решил сделать ей предложение. Подвизался тогда в Лавре некий прозорливый старец. Когда они шли от мощей преподобного к литургии, тот встретился им и сказал: «Николай, поезжай со своей Татианой к своему отцу духовному Николаю, как он скажет, так вы и сделайте. А после приедете сюда. У ворот буду я». И назвал день, когда это случится.
Молодые люди поняли, что все уже предначертано свыше, и решили пожениться. Тем не менее они, воспитанные в традициях святой Руси, встали перед своеобразной дилеммой: как быть? Родительского благословения на брак не было, а без него никак нельзя.
Татиана вернулась в Поим. Николай приехал туда с другом свататься. Встретил их отец девушки. Отбросив стеснительность, Николай ему рассказал о своем намерении. Тот велел позвать дочь и благословил молодых. На следующий день в Стяжках духовный отец жениха — протоиерей Николай — благословил их, повенчал и велел ехать в Сергиев Посад, так как там их ждет старец.
Исполнилось предречение лаврского подвижника. Очень дивились его провидению молодые. Рассуждения старца были примерно таковы: «Счастливых семей и без вас, Татиана и Николай, немало. Волей Господней определен вам совсем иной путь…». Он постриг их в монашество, велев хранить его в тайне и служить всем людям примером добродетели. Насколько известно, Николай в постриге остался со своим именем, а Татиану нарекли Таисией. Прозорливый старец считал их готовыми нести по жизни сей многотрудный подвиг. И не ошибся.
Продолжение следует