Схиархимандрит Серафим (Блохин): «Золотой клад, или келейное правило инока»

СЛОВО 2-е о том же. (О Иисусовой молитве, и как научиться ей.)

Возлюбленные! Вы слышали, как велика Иисусова молитва. Да не она ли есть союз совершенства для земнородных; не чрез неё ли многие спаслись в горах, в вертепах и пропастех (ущелиях) земных. Не она ли показала путь, по которому идти. Не она ли провела избранных Божиих чрез огонь и воду, и вывела их на свободу (Псл.65, 12).

О, возлюбленные братия и сестры, полюбите ея; вставайте и беритесь за нее, и держитесь ея весь день, и засыпайте с нею; она вернее всякого друга и бдительно охраняет имеющих ея, и чудно спасает их. Она — свет слепых, вождь заблудшим; она — путь для путешествующих и тихое пристанище странным. Кто пишет о ней немного познал ея, но потерял её и скорбит о ней, как малое дитя, потерявшее мать свою. Она была сладка для меня и полезна, как матернее молоко для младенца ея.

СЛОВО 3-е о том же.

Да, это сокровище утаенное от премудрых и разумных века сего, и мир не познал ее. Она открыта младенцем во Христе (Матф.11, 25-26). Кто подумает и скажет, что эту молитву все знают, большие и малые, и что здесь мудрого? А кто не знает, поучился пять минут и — готово дело.

Но я, возлюбленные, затрудняюсь написать о ней, и не знаю, как научиться ей. Иисусова молитва дается свыше, и не всем сразу, и не всем в равной мере; причина: кто и как возжелает ея. Она одному дается в три дня, другому — в три месяца, иному — в три года, а то и в тридцать лет.

Конечно, некоторые и в три часа научились ей, даже в одно мгновение получили ея. Словом, как только возжелали ея, и она тут. И так возлюбили ея, что желают лучше умереть, нежели расстаться с нею. Она слаще меда и сота для них, по псалмопевцу (Псл.118, 103). Она для них — жизнь и дыхание. Это — манна небесная, пища и питие Ангельское, и их наслаждение, также и всех боголюбивейших.

Когда человек вкусит этой манны и этого сокровища, тогда он забывает все горести мира сего. Для него будет радость одна — Иисусова молитва, или лучше сказать Сам Иисус. Она одна заменит все радости мира сего. Радости мира сего являются на время и исчезают навсегда. А кто приобретет сие чудное сокровище, то утешится навсегда, и будет вечно со Иисусом ликовать. О, Иисусе Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки.

СЛОВО 1-е публиковалось ранее: Памяти схиархимандрита Серафима (Блохина)