С любовью, верою и духом кротости

С этими идеалами шел по жизни уроженец тамбовской земли схиархимандрит Серафим (Блохин).

Есть в центре Рязани местечко, где островком среди современных многоэтажек остается небольшая улица со странным названием Михайловка-Ямки. Много лет назад на ней, в одном из приземистых домишек, поселился игумен Серафим (Блохин). За плечами 51-летнего священнослужителя уже была на то время жизнь, полная тяжелых испытаний и непредсказуемых поворотов.

ИСТОКИ

Родился отец Серафим (в миру Василий) в 1907 году в селе Пичаево Тамбовской губернии. Это был еще далекий от страшных революционных потрясений год. Мальчик рос в верующей семье. Позже он вспоминал: «С юности стремился посвятить свою жизнь церковному служению. Часто посещал свой сельский храм, с двенадцати лет читал на клиросе». Троицкая церковь в Пичаево была местом притяжения многих молодых людей. Построенная по проекту известного архитектора Константина Тона, она потрясала каждого входящего своими размерами и красотой убранства. Можно предположить, что значил этот необыкновенной красоты храм для простого сельского мальчишки. Там, в доме Божьем, юному прихожанину всегда было спокойно на душе и легко на сердце.

Десятилетним подростком Василий встретил революционные события в стране. Доселе привычная мирная жизнь стала рушиться. Но уже тогда в его сознании глубоко укоренились слова Спасителя: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Вера юноши не охладела, а только стала крепче. В двадцатилетнем возрасте он становится псаломщиком в своей сельской церкви, где прослужит три года. В это сложное для Церкви время Василий окончательно решает отречься от «мира сего» и встать на иноческий путь. И вот 22 марта игумен Савватий постригает его в монашество с именем Серафим. В этом же году молодого монаха замечает епископ Моршанский Серапион (Шевалеевский) и рукополагает в сан иеродиакона, определяя на место служения к Никольскому храму Моршанска. А через два года отец Серафим уже посвящается во иеромонаха. Но наступают еще более тяжелые для священнослужителей времена.

В ГОРНИЛЕ ИСПЫТАНИЙ

В конце 1938 года Никольский храм в Моршанске, который на то время был кафедральным, власти закрывают, последнего священника церкви, протоиерея Сергия Иванова, без суда и следствия приговаривают к расстрелу. В то время такая судьба ждала многих священников.

Несколько раз арестовывали и отца Серафима. Сохранились страницы из его дневника, в которых он рассказывает о событиях тех дней. Правда, описывает их батюшка несколько иносказательно. Так, представителей карательных органов, которые к нему приходили, он называет «гостями», места заключения – «курортом». О себе же пишет в третьем лице, рассказывая о случившемся как сторонний наблюдатель. В одно из посещений непрошеных «гостей» ему удается бежать и три недели скрываться в доме некоей верующей женщины. На несколько лет отцу Серафиму пришлось оставить служение в церкви. Но удивительно — когда на каждом шагу его подстерегала опасность, батюшка писал книги. Обе они обращены к монашествующим, тем, кто лишился в те годы духовного оплота – своих обителей. Один из трудов он посвящает Иисусовой молитве, другой – сохранению девства ради Христа.

После двух новых арестов в начале Великой Отечественной войны отца Серафима в 1944 году призывают в армию. Ему приходится претерпеть все тяготы военных действий, но, дойдя до Берлина, он пишет своим духовным чадам: «Главное испытание для человека – это временная разлука с Богом, но самое страшное для человека – быть в вечной разлуке с Ним!» После войны гонения на верующих немного утихли. Вернувшемуся в родные края отцу Серафиму посчастливилось в эти годы служить под началом архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (Войно-Ясенецкого), прославленного ныне в лике святых. Сначала батюшка служит в селах Тамбовской области, потом поступает в братию Троице-Сергиевой лавры, но ненадолго. С конца 1948 года он становится настоятелем Ильинского храма села Черное Ленинградской епархии. А в 1950 году его определяют во Владимирский собор Актюбинска, где отец Серафим прослужит в течение почти семи лет.

ТИХО, НЕПРИМЕТНО

В 1953 году, когда к власти приходит Хрущев, отношение государства к Церкви вновь меняется, и не в лучшую сторону. Проходит новая волна закрытия уцелевших храмов и преследования верующих. Что послужило причиной переезда иеромонаха Серафима из Казахстана на Рязанскую землю, пока неизвестно. С 1957 года он начинает служить в разных храмах епархии, в том числе в Космодемьянском храме села Летово, где после него подвизался отец Иоанн (Крестьянкин), и в Казанской церкви села Срезнево, известной чудотворной иконой «Споручница грешных».

В 1958 году год отец Серафим купил небольшой домик, о котором шла речь в начале повествования. Тихая улочка, ничем не примечательное место в течение нескольких десятилетий скрывали потаенную жизнь небольшой монашеской общины. Сначала он перевез сюда престарелых родителей и двоюродную сестру, в монашестве Василию.

Не прервалась связь отца Серафима с тамбовской землей. С достаточно небольшим промежутком времени к нему приехали его землячки – две Клавдии. Клавдия Ладохина была пострижена им с именем Серафима, другая – Клавдия Соколина – с именем Херувима. История ее появления в общине интересна. Вместе с сопровождающей она ехала из Тамбовской области в Одессу к прозорливому старцу Кукше. Проездом остановились у отца Серафима, который и сказал Клавдии, что дальше ей ехать никуда не надо. Она удивилась, ведь на поездку ее благословила одна почтенная монахиня. Отец Серафим ответил: «Матушка – это булка, а батюшка – пирог…» Этим он хотел сказать, что благословение священника выше и полнее. Так молодая монахиня осталась жить в общине.

МОЛИТВА И ТРУД

Отец Серафим служил в Скорбященском храме Рязани. Церковь стояла на кладбище, по размеру была небольшой, но в то время стала сосредоточением духовной жизни города. Там же на клиросе пели и матушки. Кроме того, их послушанием было встречать многочисленных гостей. Иеромонах, впоследствии игумен, а потом и архимандрит Серафим долгие годы был духовником епархии, поэтому принимал священников не только в церкви, но и у себя дома. Если на обед собиралось менее двенадцати человек, батюшка говорил: «Хоть соседей зовите, но чтобы было двенадцать». И всегда трапеза проходила по подобию вечери Спасителя с апостолами. Бытовые условия в общине до самых последних дней были самые простые — удобства во дворе, колонка на улице. Но монахини содержали свое жилище в идеальном состоянии: убирали, мыли, стирали. При этом они еще ходили на работу, порой нелегким трудом зарабатывая себе на жизнь. В то время никто и не знал, что эти женщины – монахини. Даже в храме их называли мирскими именами – Клава большая (по возрасту) и Клава маленькая. В 1987 году к общине присоединилась, купив вторую половину дома, монахиня Неонила, сестра архимандрита Иосифа (Братищева). Матушка тоже была родом из Тамбовской области.

Каждое раннее утро и поздний вечер в домике творилась неустанная молитва. Отец Серафим почти всегда молился до самого рассвета, кладя по тысяче поклонов. Его духовная дочь матушка Херувима вспоминала: «Он нас никогда не поучал и не заставлял. Просто он молился, и мы молились». Сам же батюшка в одной из книг так писал о взаимоотношениях со своими духовными чадами: «На сей трудный путь я старался привлечь их не столько мудростью и словом, сколько любовью, верою и духом кротости». Окончивший всего три класса церковно-приходской школы, он от природы обладал хорошим слогом. Батюшка придавал большое значение проповедям и усердно к ним готовился, записывал в тетради, тем самым оставляя небольшое, но драгоценное духовное завещание потомкам. В епархии он был известным и уважаемым священнослужителем, но всегда оставался скромным и смиренным человеком. Все мирское ему было чуждо, и жил он только мыслями о Боге. Еще будучи молодым монахом, он писал: «Человек, живя на земле, ни к чему не должен много или мало привязываться, а должен помнить, что он здесь странник и всецело должен стремиться к тамошнему, а здесь «все суета сует и томление духа».

ДУХ ВРЕМЕНИ

После смерти отца Серафима община осиротела. Но матушки с любовью хранили облачения, письма, книги и иконы, принадлежавшие их духовному наставнику. Когда в 2020 году ушла из жизни последняя из монахинь матушка Херувима, в их маленьком домике время остановилось. Прежней осталась вся обстановка: скромная мебель, предметы быта еще прошлого столетия, старые аналои у стен, покрытых образами. А главное, в этом намоленном месте сохранился дух того времени.

Удивительно, но все жильцы этого дома упокоились в одной могиле. Из своего земного пристанища вместе перешли в пристанище Небесное. Сейчас по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Марка в доме на улице Михайловка-Ямки проходят экскурсии. С духовной жизнью и бытом монашествующих советских времен пришедших знакомит настоятельница Казанского женского монастыря игуменья Анна (Сычугова). Матушка считает, что рязанцам досталось бесценное наследие, и если мы его потеряем сегодня, то в будущем уже ни за какие деньги не приобретем.

Продолжается сбор информации о жизни схиархимандрита Серафима (Блохина). Если кому-то известны факты из его биографии и биографии духовных чад батюшки, просим обращаться в Казанский женский монастырь города Рязани по тел.: +7(4912) 27-33-60.

Елена АЛЕКСАНДРИНА

Источник: Тамбовский курьер