Среда Светлой седмицы в этом году выпала на 8 мая – день памяти апостола и евангелиста Марка. Эта дата является двойным торжеством для Рязанской земли, поскольку апостол является небесным покровителем митрополита Рязанского и Михайловского Марка. В день своего тезоименитства владыка совершил Божественную литургию в кафедральном Рождественском соборе Рязани в сослужении епископа Скопинского и Шацкого Питирима и епископа Касимовского и Сасовского Василия.
В древней иконографической традиции, усвоившей Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова, евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Святой Марк адресовал свое Евангелие христианам из язычников, в связи с чем он преимущественно обращает внимание на речи и дела Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Тему силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, можно назвать одной из центральных в благовестии, написанном апостолом Марком. Отражением этой темы можно назвать и труды учеников Господа, которые при действии Христа и Духа Святого идут по всему миру, проповедуя Евангелие всей твари.
Ныне верующие вновь в общем ликовании вспоминают и празднуют главное событие всего благовестия, Христово Воскресение. Как это событие отражено в молитвах, что означают используемые в них слова и почему Евангелие от Марка можно назвать писанием, наполненным словесными картинами? Об этом шла речь в наставлении митрополита Марка к верующим:
– В эти светлые Пасхальные дни, дорогие братья и сестры, мы часто слышим слова молитвы – «Воскресение Христово видевше». Это песнопение является основой богослужения Пасхальных часов. Когда мы слышим эти слова, у нас может возникнуть вопрос – насколько правильно выразились авторы этого песнопения, точно ли звучит мысль – «Воскресение Христово видевше»? Ведь в Евангелии мы слышим слова «блаженные не видевшие и уверовавшие». В отличие от учеников Христа, апостолов, от Его учениц, мы не были свидетелями явления ангелов, не видели пустого гроба, и вместе с тем слово «видеть» в данном случае является не просто оборотом речи, но выражением реальности.
В сегодняшнем Евангелии мы тоже слышали это слово – там было сказано «приди и виждь». Термин «видеть» в Евангелии от Иоанна употребляется как сопутствующий слову «вера». Сначала в тексте мы видим первое из этих слов, затем – второе. Мы, конечно же, не имеем такой возможности видения, как апостолы Христовы. Но мы все же видим, и прежде всего – те образы, которые рисуют словами евангелисты, среди них – апостол и евангелист Марк, написавший свое прекрасное Евангелие, содержащее поистине потрясающие словесные образы. Эти образы, в каком-то смысле, можно назвать словесными картинами. Кроме того, мы видим торжество Пасхи, радость, выходящую за границы человеческого сознания и наполняющую все вокруг, в том числе и наши сердца. И это – тоже видение.
Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, постоянного видения Христа, не физического, но умного. О нем говорили отцы-подвижники, и поэтому неслучайно мы повторяем эти великие слова – «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».
* * *
По окончании наставления к митрополиту Марку обратился ключарь кафедрального собора протоиерей Николай Сорокин. От лица духовенства Рязанской епархии батюшка поздравил архипастыря с днем тезоименитства и выразил надежду, что молитвы апостола Марка всегда будут оставаться для владыки крепкой опорой и поддержкой во все дни жизни, помощью в его нелегком архипастырском служении. На молитвенную память митрополиту Марку был преподнесен архиерейский жезл, являющийся точной копией жезла уроженца Рязани, святителя Серафима, архиепископа Богучарского, мощи которого почивают в столице Болгарии.
Владыка Марк, в свою очередь, сердечно поблагодарил всех, кто пришел в этот день на Литургию, за ту радость, которую приносит совместная молитва, и за прозвучавшие добрые слова.
После литургии архипастыря также поздравили представительницы регионального отделения Союза православных женщин во главе с Галиной Сорокиной и другие рязанцы.