Заканчиваются летние каникулы, подходит к завершению Успенский пост, а мы вдруг вспомнили, что еще ни разу не были в Оптиной пустыни. На долгие размышления времени нет: за один вечер мы просим благословения у матушки игумении Анны на поездку, находим знакомых в Оптиной, выясняем, как добраться до обители, где остановиться на ночлег, и… через три дня отправляемся в путь!
С самого начала путешествия и до его окончания радость не покидала нас. Да, дорога была немного утомительной и приехали мы в монастырь поздно вечером 19 августа, но нас сразу же встретили, разместили, накормили – в общем, нас здесь ждали и приняли как дорогих гостей.
Ранним утром понедельника мы отправились на краткую экскурсию по монастырю. Множество прекрасных храмов больших и маленьких (Преображенский, Казанской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией Матери, Марии Египетской, Введенский – на реставрации – и др.), часовни, святые источники, Иоанно-Предтеченский скит, многочисленные лавки с богатым книжным и сувенирным ассортиментом, трапезные и чайные с несравненной монастырской едой – все это, просто созданное для паломников, радушно и приветливо встретило нас. Так мы погуляли часа два: зашли в часовенку убиенных на Пасху (1993 г.) Оптинских братьев Василия, Ферапонта и Трофима, дошли до колодца и скита (который открывается только для специальных экскурсий и в дни памяти Иоанна Предтечи), заказали требы (которые оказались весьма дешевыми!), зашли за подарками для близких в лавки, пополнили и свои собственные познания об Оптиной и ее обитателях прошлых и нынешних лет.
Слегка подкрепившись в чайной, к 10 часам мы отправились на позднюю Литургию в Казанский храм. Братский хор стройно пел, многочисленные паломники молились, заказывали требы, прикладывались к мощам преподобных Оптинских старцев, многие причащались и вновь молились о здравии и об упокоении на молебне и литии. В день памяти преподобного Антония Оптинского (20.08) приехал в обитель и старец Илий, у которого довелось взять благословение, пока толпа монахов и паломников не взяла старца в плотное кольцо.
Служба пролетела, и мы пошли обедать, но отдых предстоял недолгий, так как в 13.00 начинался молебен с акафистом преподобному Амвросию Оптинскому у его мощей в Казанском храме. С разрешения монаха Мелетия, «распорядителя» акафистов, мы тоже смогли приобщиться к пению и общей радости паломников и трудников, поющих акафист. В 15.00 во Владимирском храме начинался молебен с акафистом преподобным старцам Оптинским, в котором нам тоже довелось поучаствовать. После акафиста нас расспросили откуда мы, приглашали вновь приехать и, конечно же, пополнить ряды «сводного» акафистного хора. Когда большинство певчих разошлось, женщины, следящие за порядком, любезно предложили нам поучаствовать ещё и в уборке храма…лучший отдых – смена рода деятельности…и мы согласились… «Старцы Оптинстии со Пресвятой Богородицею, молите Бога о нас!» Так незаметно, за швабрами, вёдрами с водой и скребками, подошло время вечерней службы, и мы вновь направились в Казанский храм.
Братский хор пел на два клироса. Крепость монашеских голосов, казалось, во многие разы усиливала наши немощные усталые молитвы. На душе становилось легче, несмотря на тяжесть, накопившуюся в теле за насыщенный день. Праздновалась память Зосимы и Савватия Соловецких и главные празднующие – монахи, а не мирские маломощные певчие. Служба полным чином всё – таки оставляет неизгладимое впечатление и создаёт ощущение гармонии и полноценности. Усталые и довольные мы заспешили на ужин, так как сразу после него начинался крестный ход вокруг монастыря. Братии там было немного, но паломников как всегда обилие. Несущие хоругви и иконы пели множество тропарей, народ подпевал. Крестный ход закончился у монастырских врат. Далее братия – в монастырь, а мы – в гостиницу, а через несколько минут – на вечернее правило в небольшом храме напротив. В одиннадцатом часу ночи мы были практически без сил и почивалось нам, несомненно, замечательно… вплоть до 5 утра…
В 5.30 – братский молебен в Казанском храме, около 6.00 – исповедь во Владимирском… Правило ко причащению… И вновь – поздняя Литургия в Казанском храме, чаша и единение с Богом, с самим собой и с миром…
Снова дорога, автобус, Козельск – Калуга – Москва – Рязань… А Оптина всё там же, где-то между небом и землёй… самодостаточный оазис в мирской пустыне, маленький «город» со своим хозяйством, укладом, уставом, дорогами и тропинками, источниками и лавками, квасом, мёдом, коврижками и песочным печеньем с удивительной имбирно-лимонно-кабачковой начинкой… Маленький город, каждый домик которого – это храм, наполненный молитвой, трудом, радостью и любовью… Молитва – за нас за всех, не прекращающаяся ни на минуту… Вернулись в Рязань поздно вечером 21 августа… и нас здесь тоже ждали… а мы, хоть и много где не побывали в Оптиной за столь короткие и всеобъемлющие полтора дня, наперебой делились своими впечатлениями с окружающими. Слава Богу, мы побывали в Оптиной пустыни, которая навсегда останется в нашем сердце отблеском радости и Божественной любви к нам многогрешным.
Алик А., Лаврентьева А., Лебедева А.