Это была тихая окраина, где над крышами невысоких жилых строений высились купола и колокольни нескольких старинных церквей. Совсем рядом с их домом располагался Казанский Явленский девичий монастырь. Блаженная часто ходила туда. Быть может, именно в стенах обители, где под сводами старинного храма лилась тихая молитва и текла неспешная монашеская жизнь, родилось у девушки желание уйти в затвор.
В день, когда исполняется 100 лет со дня кончины блаженной Любови Рязанской, мы встретились с нынешней настоятельницей Казанского монастыря игуменией Анной (Сычуговой) и поговорили о почитании святой среди прихожан и о ее роли в современной жизни обители.
— Матушка, Вы приехали в Рязань в конце 90-х. Когда в первый раз Вы услышали о блаженной Любови Рязанской, и какое впечатление произвело на Вас повествование о её подвижничестве?
— Приехав из Киева и став насельницей Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря в январе 1998 года, я, как это обычно бывает, стала интересоваться святыми, просиявшими в Рязанском крае. На тот момент мне были известны святитель Василий Рязанский и Феофан Затворник. Здесь же мне рассказали о блаженной Любови, святой покровительнице города. Все, кто упоминал её имя, отзывались о ней с особой любовью, как о самой близкой и родной.
В июле того же года произошло знаменательное событие: святые мощи блаженной были перенесены в Николо-Ямской храм Рязани, и мы с сестрами из Солотчи ездили на поклонение святыне. Для нас это было ярким, долгожданным и незабываемым событием.
— В 2008 году Вас назначили настоятельницей Казанского монастыря нашего города. Когда пришло осознание того, что Вы попали в ту самую обитель, где часто бывала блаженная и которую так любила?
— Удивительно то, что, бывая иногда по благословению игумении в Рязани, я старалась пройти по улице Затинной пешком. Осознание того, что по этой улице ходили святые люди – святитель Иувеналий и Любушка Рязанские, исполняло мою душу благоговейным трепетом.
Игумения Анна (Сычугова)
Когда владыка Павел (сейчас — митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси – ред.) перевел меня в Казанскую обитель, я стала знакомиться с её историей и уже по-новому восприняла житие Любушки Рязанской. Оно стало ближе, понятнее, дороже сердцу. С тех пор всем паломникам и гостям монастыря мы всегда рассказываем о посещении нашей обители Любушкой, её молитвах, прозорливости, общении с нашими сестрами. И это всегда вызывает у них живой отклик.
— На время Вашего управления монастырем пришлись практически первые и самые трудные годы его возрождения? Среди молитв о помощи было ли обращение к Любушке и, может, в какие-то определенные моменты?
— Возрождение Казанской обители, как и других святынь, совершаемое на наших глазах – это великое чудо Божие. Совершается оно по молитвам святых и тех насельниц, которые когда-то подвизались здесь и угодили Богу. Мы постоянно чувствуем их помощь, Любушки Рязанской в том числе.
Был случай, когда после наших молитв у часовни Любушки на Скорбященском кладбище, скоро решилась серьезная для монастыря проблема с передачей здания. Вспоминается и весомая помощь одного известного благотворителя, оказанная им обители в память о блаженной.
— В Казанском храме обители находится ковчег с частицей мощей блаженной Любови. В каком году он появился и как встречали святыню?
— Мы обратились с просьбой об отделении частицы святых мощей Любови Рязанской к настоятелю подворья Иоанно-Богословского монастыря игумену Дионисию (Порубаю). Он отнесся очень сочувственно к нашей просьбе и, с благословения правящего архиерея владыки Павла, отделил нам значительную часть святых мощей. Откликнулся и ктитор монастыря, Михаил Викторович Мартынов, который приобрел для святыни золоченый мощевик, изготовленный по спецзаказу.
Хотя и было все готово, но владыка не торопился с передачей мощей монастырю. И вот наступила Пасха 2010 года. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпал в том году со средой Светлой Седмицы. У нас праздничную службу возглавил владыка и неожиданно для всех в конце службы передал ковчег с мощами Любушки. При этом владыка сказал: «При жизни блаженная Любовь часто появлялась внезапно, и там, где это случалось, все налаживалось». После Литургии был совершен Пасхальный крестный ход вокруг храма с мощевиком. Для всех это была великая радость!
— За время Вашего настоятельства в Казанском монастыре Вы видите какую-то особую любовь к подвижнице, особое к ней отношение со стороны людей?
— Мощи блаженной Любови издают благоухание. Прикладываясь к святыне, мы с сестрами часто задаемся вопросом: «Какую же святость жизни нужно иметь человеку, чтобы его останки источали такое сильное благоухание?» Это чудо является видимым знаком Любушкиных богоугодных молитв, её общения со всеми, кто обращается к ней за помощью.
Нам, насельницам Казанского монастыря, из рассказов прихожан известны случаи чудесной помощи блаженной Любови в решении житейских проблем, излечения от различных недугов после обращения к ней в усердных молитвах.
— Как Вы думаете, в чем сила таких святых, как Любовь Рязанская? И может ли её подвижническая жизнь чему-то научить современного человека?
— Безусловно, блаженная Любовь для всех нас является примером всецелого следования воле Божией и жертвенной любви к людям. В этом особая сила и красота её подвига. Это те качества, которых нам так не хватает! Перечитывая житие Любушки, дивишься не только её самоотверженности, но и благочестию её матери. Ведь та, после многих лет страданий о больной дочери, после её чудесного исцеления, благословила её на подвиг, отпустила странствовать, не стала удерживать и упрекать. А что мы видим в наше время?
Мне, как и другим настоятелям монастырей, приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители, не желая расставаться со своими взрослыми 30-летними детьми, избравшими иноческий путь, категорически отказывают тем в благословении. «Живи, как хочешь, делай, что хочешь, только не уходи в монастырь!»
Таким образом, вместо спасительного для детей и всего своего рода иноческого подвига родители предлагают своим чадам весьма сомнительный путь, проявляя свое неверие и эгоизм.
— В России во второй половине 19 века и практически до середины прошлого столетия было много юродствующих и блаженных. Сегодня таких примеров нет (или мы их не видим). О чем, по Вашему мнению, это говорит?
— О том, о чём предупреждал Спаситель, говоря о признаках последних времен: «и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». (Мф. 24:12) С этим связано оскудение веры и благочестия в людях. В последние годы ушли из жизни всемирно известные и почитаемые старцы: протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов). И, хоть нас и утешает то, что, по преданию Церкви, духоносные старцы будут до скончания века, таких общепризнанных авторитетов в настоящее время остается совсем немного. Так же с блаженными и Христа ради юродивыми. Крайне мало стало людей, способных на такой высокий подвиг, а также тех, кто способен его разглядеть в ближнем, вдохновиться и последовать благому примеру.
— Недавно монастырю был передан во временное владение земельный участок рядом с монастырем. Вами, при поддержке прихожан, было принято решение о создании там парка во имя блаженной Любушки. Расскажите об этой инициативе. Что там будет, какие трудности сопряжены с работами по благоустройству, какая помощь потребуется?
— Да, в прошлом году нам удалось оформить земельный участок, принадлежавший монастырю в дореволюционное время. Он располагается на пересечении улиц Затинная и Вознесенская. У нас возникла идея создать на этой территории парк и посвятить его Любушке Рязанской, которая жила рядом. По благословению владыки Марка мы приняли участие в конкурсе местных инициатив. Но несмотря на то, что наш проект был активно поддержан прихожанами и за неделю собрал свыше 400 подписей, комиссией конкурса он не был принят, и в финансировании нам отказали. Мы будем продолжать диалог с лицами, ответственными за эту программу, и надеемся, что нам удастся найти сочувствие и содействие в этом важном и нужном деле. Красивый и уютный зеленый уголок, посвященный имени покровительницы Рязани, всеми любимой блаженной Любови, станет украшением не только любимого ею монастыря, но и всего города.
Беседовала Елена Александрина