Подлинная жизнь во Христе в эпоху апостасии на примере подвижника благочестия нашего времени схиархимандрита Серафима (Блохина)

Доклад на монашеской секции регионального этапа ХХХ Рождественских образовательных чтений 7 декабря 2021г.

На наших глазах уходят из жизни, а точнее, переселяются на Небо к Возлюбленному Христу люди старшего поколения христиан. Поколения мучеников и исповедников, претерпевших лютые гонения за веру, прошедших тюрьмы и лагеря, заключение в психиатрические больницы, испытавших всевозможные лишения и притеснения за веру и преданность Церкви.

В одной из книг иеромонаха Серафима (Роуза) есть мысль о том, что нам, современным христианам, нужно не просто читать жизнеописания мучеников и исповедников веры во Христа, а внимательно их изучать. Ведь, как известно из истории Церкви, времена относительного благополучия для христиан, периодически сменялись временами преследований и истребления верующих.

Для нас сейчас особенно важно понять и осознать, как спасались наши предшественники, засвидетельствовавшие свою веру во Христа подвигом всей жизни, зачастую даже своей кровью.

Сегодня я бы хотела обратиться к жизни одного из наших недавних современников – схиархимандрита Серафима (Блохина). Это имя, хорошо известное рязанцам старшего поколения, сейчас кажется незаслуженно забытым.

За краткостью времени, отведенного докладчикам, не буду подробно пересказывать жизнеописание этого подвижника благочестия ХХ в. Скажу лишь, что схиархимандрит Серафим (в миру Василий Иванович) Блохин был уроженцем села Пичаево Тамбовской области. Приняв монашество в 1932 году, вскоре был рукоположен в иеродиакона. А через два года принял сан иеромонаха. Служил пять лет в Моршанске до закрытия храма в 1937г. Претерпел гонения за веру, был арестован, сослан в лагеря в 1942 году. По возвращении из ссылки был отправлен на фронт, дошел до Берлина. За боевые заслуги имел несколько правительственных наград. Вернулся к церковному служению в 1946 г. Служил на приходах родной Тамбовской области, затем был зачислен в братию Троице-Сергиевой Лавры, позже направлен на приход в Ленинградскую область, восемь лет служил в Казахстане. И с 1958 г. поселился в Рязани, был определен к Скорбященской церкви, однако служил и на нескольких приходах в области (городах Михайлове, Кадоме, сёлах Срезневе и Летове). С 1964г. был настоятелем Скорбященской церкви Рязани и нес послушание епархиального духовника до 1979 г. (пятнадцать лет). Удостоен сана архимандрита. Незадолго до кончины принял схиму и упокоился 6 октября 1989 года. Погребен на Скорбященском кладбище слева от алтаря храма.

При жизни совершил множество монашеских постригов насельников разоренных после революции монастырей, написал несколько духовных книг о современном монашестве и искусстве делания Иисусовой молитвы. Почитался как духоносный старец, имел молитвенное общение с Иоанном Крестьянкиным, митрополитом Симоном (Новиковым), архимандритом Авелем (Македоновым) и другими известными священнослужителями.

За этими немногими строками жизнеописания стоит многотрудная жизнь истинного христианина в эпоху апостасии (вероотступничества), в советский период жизни нашей страны, когда ее граждане в основном были заняты строительством коммунизма. И мечтали о светлом будущем, в котором не было места Христу и Его Церкви.

Когда размышляешь о жизненном подвиге схиархимандрита Серафима (Блохина), вспоминается известное изречение преподобного Амвросия Оптинского: «Мы должны жить на земле, как колесо вертится, — чуть только одной точкой касаться земли, а остальными непременно стремиться вверх». Именно так и жил о.Серафим. В качестве примера приведу два эпизода из его жизни.

Первый описан им же самим в своём дневнике (сохранилось из него всего несколько страниц).
Шёл август 1937 года. Однажды ночью в доме, где был батюшка и несколько близких ему людей, постучали и назвали его имя. Он сразу понял, что пришли за ним с арестом. О.Серафим предпринял попытку побега, для этого пробрался на крытую соломой крышу дома, проделал лаз и спрыгнул вниз. Но его уже ждала охрана. Тогда он пустился бежать. Несмотря на то, что за ним гнались, ему удалось скрыться. Долго он блуждал вокруг села, не решаясь вернуться. Наконец, пробрался к стоящему на краю села дому верного человека. Его узнали, и на свой страх и риск приняли и предложили укрытие на несколько дней. Пробыл в том доме о.Серафим две недели. «Там я начал писать книгу «Моя жизнь во Иисусе», — напишет тридцатилетний подвижник в своем дневнике.

Подумать только: на о.Серафима идёт охота, как он сам выразился, «как на зайца», его преследуют, ему грозит опасность, арест и, возможно, гибель. Он же садится и пишет книгу – завещание своим духовным чадам. Книгу об Иисусе, любви к нему и деланию Иисусовой молитвы.
Это о многом говорит.

Отец Серафим жил на земле, как странник. Его душа всегда была устремлена к Небесам. Он жаждал Христа, жил Им, соединяясь с Ним в молитвах и церковных таинствах.

Он так и пишет в своей рукописи: «Человек, живя на земле, не должен ни к чему много или мало привязываться, он должен помнить, что он здесь странник и всецело должен стремиться к тамошнему, а здесь всё суета и томление духа (Еклес. 1, 14). Я ясно увидел, что только и можно найти счастье во Иисусе. Потому и написал: кто нашел Иисуса, так все нашел, чего желал; а кто потерял, или лучше сказать, кто не знает Иисуса, тот весьма жалкий человек».

Важно, что уже в 30-летнем возрасте иеромонах Серафим владел непрестанной Иисусовой молитвой. Это и было его самым главным сокровищем на всю последующую жизнь.

Ещё один пример христианской «неотмирности» батюшки Серафима.
Когда он был на фронте в Великую Отечественную войну, он написал письмо своим духовным чадам и носил его, сложенным треугольником в своей гимнастерке, надеясь на встречу по окончании войны. Свое послание он так и озаглавил: «Слово иеромонаха Серафима в день своего возвращения к своим духовным чадам, из страны далёкой из армии или воинской части». Человек, верою и правдою исполнивший свой долг перед Родиной, храбро сражавшийся на фронтах Великой Отечественной, дошедший до Берлина и выживший, о чем он мог написать в своем письме близким людям? Он размышляет о том, как горька была разлука, и как радостна и прекрасна встреча. И подводит духовных чад к выводу: «Если с человеком разлука так тяжела… так подумайте, насколько тяжелее будет разлука с Богом, если мы прогневаем Его своими неподобными делами. Тогда ведь будет в тысячу раз и более тяжелее. Ведь здесь мы разлучались с человеком, и к тому на время; а там будет разлука с Богом – и навсегда». Вразумляет о.Серафим своих духовных чад и утешает надеждой на Всеобщее Воскресение и Царство Небесное. «И вот сегодня исполнил Бог желания сердца нашего. Итак, если мы тогда молились Богу, чтобы увидеться нам здесь, и мы увиделись; а теперь еще более и горячее будем молиться к Богу, нам увидеться друг с другом и там, а самое главное – с Самим Господом!»

Очевидно, что несмотря на все тяготы фронтовой жизни: голод, холод, недосыпания, всевозможные лишения, смертельные опасности, гибель товарищей, ранения – о. Серафим умел стяжать Царствие Божие в самом себе, по слову Спасителя «Царство Божие внутрь вас есть».

По толкованию этой евангельской фразы преподобным Макарием Великим: «достойные души чрез действенное общение Духа здесь еще приемлют залог и начатки того наслаждения, той радости, того духовного веселья, которых Святые в Царстве Христовом приобщаться будут в вечном свете».

Вся жизнь схиархимандрита Серафима прошла во внешне неблагоприятных условиях и обстановке. Ему было только 10 лет, когда случилась революция и обрушились вековые устои Российского общества; несмотря на начало гонений на христиан, он принимает решение посвятить свою жизнь Богу и принимает постриг в 25 лет, затем становится священником. Его внутренняя цельность, твердая непоколебимость в вере при кротком и добродушном нраве, его устремленность к Небесам и взыскание Царства Небесного – являются главными отличительными чертами его всецело любящей Христа души. Ничто внешнее не смогло сломить или поколебать ее, находящуюся в глубокой внутренней пустыне, которую о.Серафим надёжно оградил от апостасийного мира непрестанной Иисусовой молитвой. Его любимым пожеланием дорогим людям была фраза: «До радостного утра!». Он всегда жил будущей встречей со Христом, жаждал её и учил этому своих духовных чад.

Игумения Анна, Казанский монастырь г.Рязани