Сегодня в Кресто-Воздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре состоялось отпевание и погребение схимонахини Александры, скончавшейся 19 мая на 100 году жизни.
Матушку Александру знали и любили многие рязанцы, так как она в одно время своей долгой и многотрудной жизни была насельницей Солотчинского женского монастыря.
Предлагаем вашему вниманию автобиографию схимонахини Александры, записанную с её слов в 2007 году.
«Я, Чернышова Екатерина Александровна, родилась 5 декабря 1923 года в деревне Жуковичи Новосельского района Ленинградской области. Через два дня после рождения была крещена (7 декабря).
Когда подросла, работала в колхозе. Позже переехала с семьей в Ленинград, работала в ремесленном училище от завода «Большевик». Началась война. Во время блокады умерли от голода отец, мать, брат и сестра.
В марте 1942 года была эвакуирована в Краснодарский край, полтора года лежала в больнице. Когда пришла в себя, вспомнила, что у меня есть еще две сестры на Кавказе, неподалеку от г. Тбилиси. Связалась с ними, и они взяли меня к себе. Там устроилась работать поваром при воинской части, потом была переведена в канцелярию. Работала там до окончания войны.
Вернулась в Ленинград, жила там полгода. Затем уехала в Архангельск, там работала в детской трудколонии. Вышла замуж и уехала в Караганду.
С 1948 года жила в Караганде. Работала в детском доме, больнице. (Примечание: в тот период матушка стала духовным чадом схиархимандрита Севастиана (Фомина), прославленного в наше время в лике святых.) У нас с мужем родилось четверо детей. Из-за того, что ходила в храм, начались ссоры, скандалы в семье. Муж нас бросил, уехал неизвестно куда, угнав машину. Два года не платил алиментов. Был объявлен Всесоюзный розыск. Мне прислали вызов на суд в Мариуполь. Я не поехала, дала телеграмму: судите по закону. Тогда суд был переведен в Караганду. Он состоялся 2 июня 1962 года. Меня стали судить, как верующую, создали комиссию по лишению родительских прав. Комиссия выезжала на дом. Стали расспрашивать детей и узнали от них, что они умеют молиться, читать по церковно-славянски, что в дом приходят люди молиться. На суде стали требовать от меня отказа от веры в Бога и расписки в том, что я не буду ходить в храм, воспитывать детей в вере. Я на это не пошла, и меня лишили родительских прав — отобрали детей, возрастом тринадцати, одиннадцати, девяти и двух лет. Муж взял к себе двух, других отправили в детдом. Я потребовала, чтобы детей хотя бы не разлучали. После вторичного суда, отец забрал всех.
После этого на работу меня долго не принимали, я не могла нигде устроиться.
Потом я поехала в Москву. Работала в Боголюбском храме два года, затем опять вернулась в Караганду и работала при своем храме продавцом за свечным ящиком.
Выехала из Караганды в 1988 году в Москву. Была уже на пенсии, инвалид II группы.
В январе 2006 года стала насельницей Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря.
Иноческий постриг мною принят в 1968 году от архимандрита Феофана (Харьков).
Монашеский (мантийный) постриг приняла по благословению митрополита Питирима 29 марта 1971 года. Постриг совершил архимандрит Петр (Горошко), он состоялся в Карагандинском женском монастыре. Имя в постриге не изменили.
22 сентября 2005 года состоялся мой постриг в великую схиму с именем Александра (в честь мученицы царицы Александры Римской (память 23 апр./6 мая). Постриг совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел в Солочинском Рождества Богородицы женском монастыре.»
В последние годы жизни матушка Александра подвизалась в Полоцком Спасо-Евфросиниевском, затем в Кресто-Воздвиженскиом Иерусалимском ставропигиальном женском монастырях.
Вечная память подвижнице веры и благочестия уходящей эпохи новомучеников и исповедников Церкви Русской!