О матушке я узнала тогда, когда в 2018 году с игуменьей Анной, настоятельницей Казанского женского монастыря Рязани, мы приехали в небольшой домик на Михайловском шоссе. Там, начиная с 60-х годов прошлого века, ютилась небольшая монашеская община, которую духовно окормлял схиархимандрит Серафим (Блохин). От общины к тому времени остались только две монахини. Постарше Херувима и, немного помоложе, Неонила. Обе прожили непростую жизнь и были кладезями воспоминаний о тех временах, когда храмы закрывали и рушили, веру в в Бога считали пережитком прошлого, жизнь во Христе — примером религиозного фанатизма.
Матушка Херувима была немногословна, а монахиня Неонила охотно делилась интересными историями из своей жизни. Она с таким юмором рассказывала о том, как им, молодым монахиням, приходилось скрываться от надзорных органов, «заметать следы» по пути в храм, а там до службы прятаться на клиросе. Местами ее повествование прерывал звонкий смех, когда матушка вспоминала особо комичные моменты. Один из таких — поездка в Москву за церковной утварью. Тогда им пришлось появится на улицах столицы СССР в подрясниках и черных апостольниках, что приводило прохожих в недоумение.
Казалось, вот так безоблачно и протекала ее жизнь в то время. Но это было лишь свойством характера матушки Неонилы — смотреть на жизнь с оптимизмом и без уныния. А ведь были и очень трагичные моменты. Например, незадолго до великого юбилея – тысячелетия Крещения Руси, ее чуть не посадили из-за того, что три ее брата ушли учиться в духовную семинарию. Уполномоченный Совета по делам религий по Рязанской области подал на молодую женщину в суд, и только благодаря владыке Симону (Новикову) удалось предотвратить эту беду.
В жизни монахини Неонилы и ее братьев огромную роль сыграла мать. Семья жила в небольшом поселке Польной Воронеж Тамбовской области. Храм в свое время там был перестроен в школу. Но мама, впоследствии монахиня Мария, была глубоко верующим человеком и также воспитывала своих детей. Она с детства хотела стать монахиней, но уже тогда в округе не было ни монастырей, ни храмов. Ее мечта осуществилась позже, когда семья переехала в Рязань, и один за другим, благодаря владыке Симону, ее сыновья приняли священнический сан.Матушка Неонила какое-то время работала ткачихой в Москве, а потом переехала в Рязань и примкнула к монашеской общине схиархимандрита Серафима (Блохина). В 1987 году у мамы случился перитонит. Она была в тяжелом состоянии. Приехал старший брат, тогда уже принявший монашество с именем Иосиф, постриг в монашество и своих мать и сестру, так как обе стремились к этому. Кроме архимандрита Иосифа, отдали себя служению Богу и другие братья матушки — отец Александр и отец Владимир. Как в одном интервью говорил отец Иосиф: «По линии матери были благочестивые предки. Думается, по их молитвам трое из нашей семьи приняли монашество – я, мама и сестра, а два моих брата стали приходскими священниками».
Мы хотели еще раз встретится с матушкой Неонилой, чтобы собрать бесценные крупицы ее воспоминаний. Ведь очень важно сохранить память о тех, кто ради веры готов был пожертвовать собственным благополучием, кого не останавливали по пути ко Христу никакие преграды, на ком держалась Церковь все эти безбожные годы. Это так необходимо сейчас для молодых людей, приходящих в храмы, чтобы понять как хрупка эта стезя; и как в любую минуту путь, устланный сегодня зелеными вайями, может превратится в дорогу, усыпанную сухими терновыми шипами.
К сожалению, карантин и болезнь матушки не позволили нам еще раз встретится с ней. Матушка Неонила ушла из жизни… А вместе с ней, и такими же, как она, людьми, уходит сегодня целая эпоха.
Вечная память подвижнице!
Елена Александрина