«От избытка сердца говорят уста» Мф.12:34. О чем и как писали друг другу христиане советских времен

Региональный этап монашеского направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» состоялся 8 декабря 2020 г. в Рязани в онлайн-режиме и был посвящен теме: «Путь православного христианина как путь обретения, сохранения и приумножения сокровища Духа Святого – в своих богословских основаниях и в исторической памяти русского народа».
Среди других докладчиков выступила настоятельница Казанского монастыря игумения Анна с докладом на тему: «От избытка сердца говорят уста» мф.12:34. О чем и как писали друг другу христиане советских времен:

На «Рождественских чтениях» 2017 года я уже обращалась к духовному наследию нашей современницы инокини Феодоры (Феоктистовой), отошедшей ко Господу в 2005 году. Сегодня мне бы хотелось подробнее остановиться на переписке, которую она вела с разными лицами и тех уроках, которые мы, современные христиане, можем из нее извлечь.
Жизненный путь инокини Феодоры пришелся на советский период истории нашей страны. Это тяжелейшее время Великой Отечественной войны и послевоенных лет, время гонений на Церковь и преследования верующих.

Матушка Феодора (в миру Валентина Ивановна Феоктистова) родилась в 1927 году в Рязани, но всю жизнь прожила в Михайловском районе. Получила начальное 4-х классное образование, воспитывалась в семье простых верующих людей. В ее религиозном воспитании особую роль сыграла ее мама, Евдокия, о которой она всегда вспоминала с большой любовью и благодарностью. С 17 лет Валентина начала трудиться и работала непрерывно в течение 40 лет: рабочей в совхозе, уборщицей в школе, санитаркой в больнице. Все это время активно помогала в храме, выполняя различные церковные послушания. Очень любила молиться, читать духовные книги, совершать паломничества. Поступила в Солотчинскую обитель в преклонном возрасте, в 68 лет, прожила в нем 10 лет и упокоилась. После ее кончины мне досталась часть ее личного архива, в котором хранилось несколько писем от разных лиц и черновики писем самой матушки.
Добрую половину писем, чудом уцелевшего архива инокини Феодоры, составляют письма р.Б. Якова. Переписка, судя по датам, длилась более десяти лет и сохранилась частично. Яков писал от своего имени и имени своей супруги, с которой они жили в любви и согласии. Об этом свидетельствует подпись в конце писем, два слова, написанные через дефис: Яша-Люба. Из писем следует, что писал их мужчина преклонных лет, клирошанин. В одно из писем вложена фотография внутреннего убранства храма, а на обороте надпись: «Это наш храм Преображения Господня… Господь Милосердный сподобил нас хвалить Его имя. Вот и сегодня, 19-го марта 1982 г. я имел счастье петь и читать в этом храме. Как часто приходит старинная пословица на память: «Имеем не храним, а потерявши-плачем». Сохрани Бог потерять это счастье. На память Вале певчей».

Вероятно, Валентина Феоктистова (будущая инокиня Феодора) делилась в письмах самым сокровенным, рассказывала о трудностях в духовной жизни, искушениях. В ответ получала советы, наставления старшего и более опытного Якова.
«Здравствуй Валюша, письмо твое давно получили, из которого поняли всю тяжесть твоего служения в церкви. Это не новость, это тесный, узкий тернистый путь к вечной нескончаемой радости. Господь посылает это испытание для проверки, есть ли у нас терпение и упование только на Его помощь, а не на свои силы».
Темы рассуждений Якова в письмах – о безобразии гордости и богоугодном смирении, о терпении в скорбях, о душепагубности развлечений. «Мы с женой немало терпели и только потому, что не имели в доме земных забав (имеется в виду телевизор), а кто развлекает себя этими земными развлечениями, то враг их считает своими, и уже не оставляет в покое. Потому что сердце человека, это подобно мельнице, что туда засыпает человек, то оно и мелет, и даже ночью».
Духовные друзья предупреждают о необходимости трезвения в предстоящий Великий пост, и ободряют: «А ты, милая, служи Богу. Знаешь хитрости невидимого мира – поэтому много будет искушений от дьявола, а когда осознает человек свою слабость, и всё упование возложит на Бога, на Его Святую Матерь и благодарит за подкрепление сил своих, тогда от этого смирения бесы покидают и уже силы не имеют».
Отдельно хотелось бы сказать о художественном оформлении писем-поздравлений с праздниками. В советское время праздничных открыток к религиозным праздникам было не найти, поэтому Яков аккуратно срисовывал изображения с дореволюционных открыток, стремясь порадовать Валентину в знаменательные дни. Письма, подобным образом оформленные, до сих пор излучают душевное тепло, радость благовестия и умиляют сердце.
Есть в архиве у матушки два письма из Печор от Марии. Видимо, они познакомились, когда Валентина приезжала в монастырь паломницей. Мария заверяет в своей любви, пишет: «поверь мне, что я так люблю тебя духовно, хотя мы давно не видели друг друга, но почему-то мне не забыть тебя, и хочется молиться за тебя, это потому что любовь эта идет свыше». Мария приглашает посетить монастырь вновь и рассказывает, как идут дела в обители. В первом письме она сообщает о нестроениях, которые возникли вследствие жалоб группы монахов на Настоятеля архимандрита Гавриила (управлял Псково — Печорским монастырем в период 1975 — 1988гг.), но никого не осуждает, а только жалеет об отсутствии мира и согласия. Во втором письме к духовной сестре Мария сообщает о здоровье отца Иоанна Крестьянкина и спокойной обстановке в монастыре. «А так у нас все тихо, в монастыре тоже всё, как и было раньше, жизнь идет своим чередом». Извещает о получении пожертвования на монастырь от Валентины за упокой ее родителей, отчитывается об исполнении просьбы – заказать на эти деньги сорокоусты, а оставшиеся раздать нищим. Размышляет о бренности бытия: «День отжил, все к смерти ближе, а как страшно подумать, что в будущей жизни нас ожидает, и что мы заслужим – Царствие Небесное или вечную муку? Ведь это все зависит от нас самих, что посеем — то и пожнем». Оканчиваются письма неизменно светлыми и теплыми благопожеланиями: «Ну, моя хорошая, оставайся с Богом и Ангелом Хранителем. Желаю тебе духовной радости, здравия, благополучия на многие года. Целую пасхальным целованием». Именует себя адресант – грешная Мария.
Еще одно письмо от другой духовной сестры Валентины. Её тоже зовут Мария. Начальное приветствие ее подобно приветствиям древних христиан: «Мир и любовь да будет с нами о Господе, глубокоуважаемая моя духовная сестра Валя! Прими от меня нижайший до земли поклон с большим крестом…». Мария хвалит Валентину за ее усердие к Богу и жажду слов Божиих и благословляет: «Да подаст тебе Господь силу Духа к прославлению Его имени, и да увенчает славой, которой увенчаны все надеющиеся на Господа».
Мария благодарит за присланный ей духовный стих и взаимно утешает духовную сестру двумя кантами, переписанными ею. Они довольно пространны, занимают две страницы. Один из них Мария комментирует и делает нравственные выводы: как следует, и как не следует поступать, что и почему является грехом. Прощается Мария в надежде на скорую встречу и просит святых молитв.

Особый интерес вызывает переписка Валентны Феоктистовой с настоятелем и братией Свято — Успенской Почаевской Лавры. В ее личном архиве сохранилось письмо наместника Архимандрита Августина (Шкварко) (управлял Лаврой в период 1964 — 1970 гг.). Это рукописный текст на полторы страницы обычной ученической тетради, датированный 8 июня 1965г. В нем отец Архимандрит тепло приветствует, называя по имени-отчеству Валентину и ее маму, Евдокию. Батюшка поздравляет их с праздником Святой Троицы и Днем Святого Духа, благожелательствует, называя их, сомолитвенниками. О. Августин кратко сообщает, как прошли праздники в Обители, об обилии паломников, пении на праздничных соборных богослужениях. Увещевает: «Пойте Богу нашему пойте, дондеже есть. Пойте Цереви нашему пойте… и не превозноситесь: молитесь в храме и в доме, когда только позволяет время. Молитва праведного не оскудевает. Молись за себя, и маму. И нас, грешных не забывайте». Обращает на себя внимание смиренная подпись: «Остаемся сомолитвенниками Вашими: Наместник Архимандрит Августин и братия Св. Почаевской Обители». Трогательна забота и внимание Наместника известной во всем Православном мире православной обители к духовным нуждам своих подопечных, скромных христиан из Рязанской глубинки – собственноручно написанное теплое письмецо, по всему видно не первое и не единственное.Еще более удивительным и заслуживающим внимания является черновик письма самой Вали Феоктистовой монахам Почаевской Лавры от 25 мая 1962 г. Начинает она его так: «Христос Воскресе! Возлюбленные братия во Христе, примите от меня нижайший до земли поклон и желаю от Господа доброго здравия, особенно душе спасения и любви друг ко другу. И разрешите братия мои, поделиться с вами братской беседой. Хоть я и грешная и недостойная, но хочу от души рассказать, как Никон Патриарх Московский и Всея России проводил свою жизнь». Далее следует пересказ своими словами жития Патриарха Никона, завершенный стихотворением духовного содержания о вечных благах, уготованных Господом верным Его последователям и ревнителям.В заключение Валентина благодарит за присланное братией Лавры письмо, которое явилось для нее большим утешением. Она также рассказывает о необычайном происшествии в городе, где она жила — ураганном ветре, принёсшем много бед и разрушений. «Гнев Божий» — заключает Валя. Заканчивает письмо словами: «Братцы! Простите меня, помолитесь обо мне, грешной и нерадивой. Оставайтесь с Богом и Его Пречистой Матерью и неусыпаемым Ангелом Хранителем. Прошу Вашего Благословения».Поражает то дерзновение, которое испытывала жаждущая духовной пищи душа, обращаясь с посланиями к братии Почаевской Лавры. А также внимание и снисхождение, братские о Христе любовь и уважение к ней со стороны монашествующих.Эта частично сохранившаяся переписка простой православной мирянки советского времени во многом для нас, живущих ныне, интересна и поучительна. Потому что дышит она Священным Преданием Церкви, по слову митрополита Тихона (Шевкунова). Она красноречиво свидетельствует о жизни христиан старшего поколения, передает ее дух и настрой.Протоиерею Георгию Втюрину есть с чем сравнивать, когда он говорит «Христиане того периода были более воцерквленными, более духовно и нравственно устойчивыми… Тогда люди благодарили Бога за всё и довольствовались тем, что имели… И тогда люди были более милостивые, жалостливые и приветливые, нежели сейчас». А архимандрит Павел Груздев часто повторял в конце своего земного пути: «Раньше было мало людей образованных, но много культурных. А сейчас наоборот – много образованных, а культурных совсем мало».Говоря это, он имел в виду внутреннюю культуру, одухотворенность человеческих душ, красоту взаимоотношений вообще, и в церковной среде, в частности.Так или иначе, наш долг, современных христиан, тщательно собирать и бережно хранить все свидетельства жизненного подвига христиан старших поколений, как часть Церковного Предания. Для того, чтобы самим учиться на их примерах и постараться передать эти знания последующим поколениям.

Игум. Анна (Сычугова)

На фото: Валентина Феоктистова в паломнической поездке в Абхазию;
письмо – поздравление с Днём Ангела от Якова;
письмо от архимандрита Св. Почаевской Лавры архим. Августина (Шкварко)