Освящение Казанского собора в 1870-м году. Как это было

Прибавления к Рязанским Епархиальным Ведомостям. №4
Освящение придельных храмов в рязанском женском, Явленском монастыре.

В 1786-м году Казанский, явленский женский монастырь был переведен на настоящее, занимаемое им место, к готовой уже церкви во имя Вознесения Господня, бывшей до того времени кладбищенскою. Как построенная с другим назначением Старовознесенская церковь (на место которой в тоже время по близости выстроена была Нововознесенская, или просто называемая Вознесенскою, церковь) не вполне соответствовала потребностям иноческой обители, довольно многолюдной и, притом, имевшей среди себя общечтимую, чудотворную икону Царицы Небесной; тем не менее, при произведенных перестройках, без особенного стеснения богослужение совершалось в ней до последнего времени. Но, как существующая во всяком случае более столетия и, может быть, вследствие разновременных и разнохарактерных произведенных к ней пристроек и перестроек, церковь сея в шестидесятых годах оказалась на столько ветхою, что представляла очевидную опасность для совершающих в ней богослужение и участвующих в нем: своды ее во многих местах дали значительные трещины, штукатурка и камни сверху местами выпадали. С другой стороны, со времени вступления в должность настоятельницы сего монастыря игумении Евгении, вследствие особенных забот ее о благоустройстве его, обитель сия более и более обращала на себя общественное внимание и ревнительниц иноческого благочестия привлекла сюда для всегдашнего водворения, вообще же богомольцев — для поклонения иконе Божией Матери в сем храме, так что храм сей, независимо от ветхости своей, оказался недостаточно поместительным для стекающихся в оный богомольцев.

То и другое, т.е. как ветхость, так и малопоместительность храма были побудительными для настоятельницы причинами перестроить и распространить его. Между тем церковные и вообще монастырские ресурсы были скудные, тогда как нужда предстояла настоятельная и неотложная. Где же взять средств для исправления этой вопиющей нужды? Что не без очевидной и всесильной помощи Царицы Небесной совершилось описываемое сооружение храма,- сомневаться в том было бы грешно и неразумно. Тем не менее те люди, через которых осуществляются пути благодетельного промысла Божия, достойны глубокого уважения того общества, в среде которого совершается их благотворная и благоплодная деятельность. Такое именно чувство невольно возбуждается в душе примерною деятельностью настоятельницы монастыря, игумении Евгении по предстоявшему ей сооружению храма.

Еще при начале своего управления обителью она обратила внимание на неудовлетворительное состояние храма и в тоже время, в видах изыскания потребных для перестройки онаго денежных средств, начала предлагать разным, известным ей по своему материальному благосостоянию и усердию к святыне Господней, лицам о посильном вспомоществовании ей в этом деле.
Вследствие чего некоторым благотворителем, скрывшим свое имя, пожертвована была, на сей предмет сумма в 5 714 рублей серебром и вскоре после того, по убеждению той же настоятельницы и на тот же предмет, г. Гориным пожертвовано было 1200 рублей серебром, — вот все, что было в распоряжении настоятельницы в первой половине 1868-го года, когда отлагать перестройку храма оказалось уже положительно невозможным. С надеждою на помощь Царицы Небесной в июле 1868-го года игумения приступила к разборке настоящего храма, оставив неприкосновенными придельные, частью по неимению достаточных средств, к перестройке и сих последних, частью с тем, чтобы избежать стеснения в богослужении. Между тем, как положено было основание настоящему храму, игуменья с неослабным усердием старалась об изыскании средств, для продолжения начатого построения нового храма. С этой целью отправлены были ею сестры — монахини для сбора доброхотных подаяний, и в тоже время и письменно, и лично, смотря по обстоятельствам, усердствующие приглашались ею к пожертвованиям; а между тем, в ожидании скудных лепт от первых и доброхотного пособия от вторых, она от себя пожертвовала 3000 рублей серебром. Видя благоуспешную деятельность игуменьи, приглашаемые ею пожертвованиям лица сочувственно отзывались на ея приглашения и существенно содействовали к продолжению начатого сооружения храма. Таким образом в июле 1870-го года настоящий храм, в честь Казанской иконы Божией Матери был окончен построением и приготовлен к освящению, а 16-го августа Его Высокопреосвященством Архиепископом Алексием торжественно освящен.
В след затем настоятельница приступила к разборке и построению, в гораздо, обширнейших размерах, и придельного храма. И теперь, как и в начале, т.е. при заложении настоящего храма, достаточной для совершения и окончания постройки суммы не было. Те же усердные обращения игуменьи к щедродательности известных ей лиц, та же неусыпная деятельность ее, тоже редкое умение с возможно большею пользою употреблять получаемые ею, часто неожиданно, пособия обусловливали безостановочное, скорое и вполне благоуспешное построение храма. При такой ревностной деятельности игуменьи и многих из ее сестер – инокинь и послушниц содействовали храмоздательству своими трудами,- то уборкою старого кирпича, то подноскою нового к месту работы и многими другими трудами, заменявшими наемный, не малозначительный расход. В особенности же отличались своею ревностью во время постройки храма казначея монастыря, монахиня Паисия, и ее помощница, монахиня Евпраксия, как точным исполнением поручений игуменьи по наблюдению за постройкою храма, так и соблюдением экономии в покупке материалов и в употреблении оных.
При таких обстоятельствах сооружен в Казанском женском монастыре новый храм, по своей обширности и благолепию замечательнейший в целой епархии. Стоимость его еще без окончательной до сего времени отделки, т.е. без наружной штукатурки, внутреннего росписания стен, окрашения крыши и невключая сумм, еще не уплаченных за некоторые материалы и работы, простирается до 45 000 рублей серебром. И такая сумма возросла, при помощи Царицы Небесной, старанием игуменьи от 7 000 рублей, имевшихся на лице при самом начале постройки.

Самое видное и почетное место между жертвователями занимает известный благотворитель уже многих храмов, рязанской епархии, московский купец Никандр Петрович Сувиров, которого жертва тем более имеет цены, что явилась в то самое скудное время, когда решительно никаких средств не предвиделось к устроению двух иконостасов в придельные храмы. Н.П. Сувиров взял на себя издержки по устроению иконостасов и тем содействовал безостановочному и окончательному благоустройству храма. Благодаря его важной и существенной помощи, простирающейся до 5 000 рублей серебром, еще в сентябре месяце и придельные храмы приготовлены были к освящению. Днем для освящения их избрано 7-го октября свв. мм. Сергия и Вакха, в которое св. Лавра преподобного Сергия празднует, как тезоименитство великого своего основателя. Пред началом ранней обедни, по распоряжению Его Высокопреосвященства, освящен был придел во имя священномученика Харалампия протиереем того же монастыря Д. Правдиным, а в 9 часов совершено архиерейским служением и освящение другого престола в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. При всех затруднениях, представлявшихся со стороны пасмурной октябрьской погоды, в этот день, храм был полон молящихся, между которыми не мало было лиц, сведущих в строительном и зодческом искусстве. Много слышалось от таких лиц похвал строительнице храма, похвал безпристрастных, основанных на знании строительного искусства и понятии изящества в благоукрашении храмов. При входе в храм вас поражает обширность внутреннего помещения, увеличивающаяся, по видимому, от того, что внутренность его не загораживается обыкновенными в подобного рода зданиях столбами и связями, но, покрываясь обширными, смелым сводом, чрез возвышенную арку открывает вид из придельного храма на великолепный иконостас настоящей церкви. Все внутренние украшения храма, отличающееся строгою величественностью и изяществом, любителя благолепия святыни христианской, не может не привести в полное восхищение.

Сослужителями Его Высокопреосвященства при освящении храма и совершении Божественной литургии были: два архимандрита, два местные протоиерея, иеромонах и священник, и с особенным умилением мы слушали совокупное исполнение некоторых священных песнопений двумя певческими хорами — архиерейским на правом и монастырским на левом клиросе. Пред окончанием литургии Его Высокопреосвященством сказано было назидательное слово из текста тайнозрителя Иоанна Богослова: И обратився видех седмь светильков златых; и посредь седми светильников подобна Сыну человечу облачена в подир и препоясана по сосцу поясом златым. Сила слова заключалась в том, что при виде благолепно устроенного и украшенного храма разъяснены были те основания и побуждения, какие можно находить и в евангельском учении ко всевозможной заботливости о благолепии святых Божиих храмов и совершаемого в них богослужения. Как видно, Архипастырь имел в виду современные, прискорбные толки людей легкомысленных не на словах только, но и в печати, будто бы много у нас излишней роскоши в церквах, будто бы это мешает другой обязанности нашей помогать бедным и несчастным.

Один из участников торжества.

Октября 10 дня 1871 г.

Основание: РЕВ №4 1871 год.