« … и нам невыносимо тяжело оставлять монастырь и выселяться в мир»

14 августа 1919 г. произошло трагическое событие в истории Казанской обители — ее закрытие безбожной властью и размещение на  ее территории  одного из первых в стране концентрационных лагерей.

 

К годовщине этого печального события публикуем два документа из архива монастыря, не требующие комментариев.

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Иоанну,  
Архиепископу Рязанскому и Зарайскому

Совета Рязанского Казанского женского монастыря

Заявление.

Совет Рязанского Казанского женского монастыря, с великою скорбью доносит Вашему Высокопреосвященству, что по распоряжению Губ: Чрезвычайной Комиссии наш монастырь закрывается, и богослужение в церкви запрещается и нам невыносимо тяжело оставлять монастырь и выселяться в мир.
Усердно просим Ваше Высокопреосвященство походатайствовать и защитить нас скорбных и беззащитных сестер.

Августа 1/14 дня 1919 года.

Председательница Совета монахиня Дорофея
монахиня Евгения
монахиня Валентина

Члены совета: Евгения Григорьева
Анна Назарова
Мария Селиванова
Ирина Кузина
Делопроизводительница монахиня Каллисфения

В Рязанский Епархиальный Совет
Совета Казанского женского монастыря г. Рязани

Донесение.

На запрос подробно донести о состоянии монастыря долг имеем сообщить следующее. 19 июля (августа) по ордеру от Чрезвычайной Комиссии началось занятие монастыря. Сначала были заняты свободные помещения, а монахиням было указано переселяться с левой стороны, где большие корпуса, на правую, где маленькие деревянные кельи. В этот день разрешили служить только раннюю обедню, а поздней не позволили. Мы, а также члены местного братства при нашем храме ходили в Чрезвычайную Комиссию с просьбою разделить монастырь пополам колючею проволокой и открыть храм для богослужения. Сначала нам обещали, а потом в этом направлении ничего не сделано. Первое время разрешали по воскресеньям службу в церкви, без благовеста и без посторонних, в присутствии только монахинь, но теперь и этого не разрешают. Мы все уплотнились в маленьких кельях, но вот уже и на правой стороне занято две кельи. Говорят, что в скором времени и всех монахинь вышлют из монастыря, а храм совсем закроют. Как отпечатано в местной газете, монастырь обращен в концентрационный лагерь для заключенных с принудительными работами.

Августа 7/20 дня 1919 года.

Председательница Совета монахиня Дорофея
Делопроизводительница монахиня Каллисфения

По материалам приложения к книге А.А. и А.И. Григоровых «Заключенные Рязанского губернского концлагеря 1919-23гг.»