В четверг Светлой седмицы, День Великой Победы, 9 мая, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Казанском монастыре.
В этот день Церковью вспоминался угодник Божий, который, можно сказать, сражался на полях духовной брани, противостоя язычеству и просвещая людей светом Христовой веры. Этот подвижник – святитель Стефан Великопермский. После богослужения и крестного хода, который, как и другие ходы в светлые пасхальные дни в этом году, совершался в непогоду и холод, владыка обратился к верующим с наставлением, которое посвятил подвигу святителя Стефана:
– Сегодня, дорогие братья и сестры, после небольшого и освежающего крестного хода, нам становятся более понятными слова тропаря, посвященного святителю Стефану Великопермскому, память которого сегодня отмечает Церковь. В этом тропаре говорится о том, что он просвещал сердца, оледеневшие неверием. Когда говорится о неверии, имеется в виду неверие в истинного Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Святитель Стефан, память которого мы сегодня отмечаем, посвятил себя подвигу миссионерства, служения среди зырян-язычников, которых мы сегодня называем коми.
К этим-то людям, которые почитали священные рощи и держались языческих обычаев, и пришел святитель Стефан. Он растопил их оледеневшие сердца своим смирением, верой, решимостью и готовностью умереть Христа ради. Одним из краеугольных событий, которые обратили к нему сердца зырян, стала попытка местного волхва побудить святителя Стефана соревноваться: войти в горящий дом, пройти через воду. И святитель Стефан не убоялся, будучи готов подвергнуть себя смертельному риску и надеясь только на помощь Божию. А волхв испугался и тем заслужил себе презрение со стороны своих соплеменников.
После этого дело святителя Стефана стало процветать, и просвещение зырян светом веры Христовой стало свершившимся фактом. Зыряне потянулись к нему, как младенцы в вере. Это то, чего не хватало Никодиму, о котором мы слышали сегодня в евангельском чтении. Христос относится к нему с уважением, называет учителем Израиля, и однако Никодим не понимает, что значит родиться заново от воды.
Впрочем, через какое-то время мы вновь встречаемся с Никодимом на страницах Евангелия. Он сначала пытается добиться объективности в отношении Спасителя, а потом уже участвует в погребении Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом и его сердце оказалось растопленным знамениями и чудесами Христа – Никодим уверовал.
Мы сегодня, дорогие братья и сестры, радуемся Пасхе, а вокруг видим метель, пургу. Но это не страшно! Страшно, когда метель царит в душах людей, когда сердца покрыты людом неверия. И таких людей, скованных льдом неверия, еще много среди нас. Будем просить Христа Спасителя, чтобы Он просветил наш народ, чтобы огнем веры растопил неверие наших сердец и сделал их горящими светильниками во славу Божию.
* * *
В этот светлый пасхальный день несколько благотворителей Казанской обители были удостоены высоких наград митрополии. Виктору Викторовичу Романову, Льву Петровичу Крыкову, Сергею Валентиновичу Бирючинскому, Кириллу Александровичу Пронину были вручены медали благоверного князя Романа Рязанского III степени.
Валентина Ивановна Борискина и Екатерина Васильевна Трыканова были удостоены медалей блаженной Любови Рязанской.
Валентина Ивановна Зобова была награждена Архиерейской грамотой.