Ссылка на оригинал - Родной город
Многие работы Раисы Лысениной последних лет посвящены «религиозной теме».
Это и надвратная икона Благовещенского храма на улице Затинной, и памятник одному из самых почитаемых и любимых православных святых – Святителю и Чудотворцу Николаю, Преподобный Серафим Саровский, поклонный крест у Казанского монастыря на той же Затинке.
– Я родилась на улице Затинной. Прямо рядом с Казанским монастырем. Район этот, надо сказать, был в то время жутковатый – настоящие городские трущобы. Местные «низовские», или «монастырские», хулиганы «славились» на весь город. На месте, где сейчас стоит крест, до революции был престижный Казанский некрополь. Здесь, кроме настоятельниц и монахинь, покоились останки почетных граждан города: Протасьевы, Бухвостовы, Живаго, Гагины, Бутурлин и другие известные рязанские фамилии. Ну, а потом был концлагерь, где в 1919 году расстреливали и в братских могилах закапывали десятки людей. Страшно представить, сколько же страданий видели эти стены. Потом наступило запустение – роскошнейшие надгробья валялись бесхозными грудами. Постепенно исчезли и они, и это место начало зарастать всяким мусором, превращаясь в городскую помойку. К тому времени в монастыре был уже государственный архив. Когда храм передали епархии и начались службы, в четверике даже не было пола! Мы спускались на полтора метра вниз и осторожно ступали по доскам. Отопления не было, и зимой я подходила поближе к теплушке и слушала божественный хор. Как пели девушки… Даже молиться порой забывала… Наверное, все мои детские воспоминания, все переживая по поводу судьбы храма, вся история его возрождения – все это постепенно накапливалось где-то в глубине души… Видимо, помимо моей воли мозг уже начал работать. Ведь на самом деле все идеи приходят свыше. А дальше – либо они проскакивают мимо, либо оседают и воплощаются в наших замыслах.
Сначала я подала проект по созданию некрополя. Найденные надгробья вычистила, позолотила надписи. Конечно, некрополь получился в большей степени мемориальным, но, по крайней мере, обозначено место бывшего захоронения. И уже дальше я предложила матушке идею Поклонного креста. Это была трудная, но и одновременно радостная работа. Необходимо было соблюсти все православные каноны и в то же время хотелось передать свои чувства. Все время вспоминались слова Апостола Павла: «Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Для меня главное в этой работе – эмоциональное состояние фигуры Спасителя, движение его рук. В мягко склоненной голове Христа выражается не смерть, а всепрощение и любовь. А руки… Как сказал однажды батюшка: «Христос обнимает нас и прощает».
Ребята, я ведь хорошая…
Мы знакомы давно. Правда, в силу различных обстоятельств, встречаемся не часто. Но вот ведь в чем парадокс – можно не видеться месяцами, но, так или иначе, ощущать присутствие этого человека в собственной жизни. Это трудно объяснить, но, скорее всего, дело тут в особой загадке, которая всегда присутствует в работах Лысениной, да и в самой ее личности. И это при том, что она совершенно лишена этакой «самости», загадочной многозначительности, присущей многим «творцам».
Помню наш разговор после престижнейшей выставки в известном на весь мир Бахрушинском музее, знаменитой Театральной галерее на Малой Ордынке в Москве. Там на стенах Бенуа, Бакст, Лентулов. И тут Лысенина из Рязани. Московская искушенная публика валом валит, выставка продолжается месяц – для провинциального скульптора случай редчайший. Самое время «забронзоветь», почувствовать себя мэтром. Но… Напустить на себя какую-нибудь солидную муть – это точно не про Лысенину. Она патологически не умеет притворяться. Даже когда очень хочется почувствовать себя этаким «большим художником».
– Наверное, я очень смешливая. Как представлю себе эту картину со стороны – расступись народ, Лысенина идет! – не могу, смех разбирает. Я, вообще, не мастер прикидываться. Это еще с детства. В школе все мечтали кем-то выдающимся стать – космонавтом там, актрисой или на худой конец милиционером. И мне иногда до слез хотелось придумать себе какую-нибудь возвышенную мечту, но получалось, честно говоря, как-то недостоверно.
Кстати, это неумение и нежелание примерять на себя различные маски порой доставляет Раисе Лысениной массу неудобств. Ну, надо иногда «прогнуться» перед начальством, произвести приятное впечатление на нужного человека, стать «своей» в компании. И она честно пытается, но получается, действительно, не слишком достоверно. Если что-то не по душе, сразу же отражается на лице. Вот и ходят разговоры о Раином неуживчивом характере.
– Думаешь, мне самой не обидно? Еще как… Бывает, в компании все радуются, веселятся, а я сижу как бука. Прихожу домой и думаю – что ж такое? Опять не получилось… Ребята, я ведь хорошая, только вот притворяться не умею!
Лысенина, одним словом…
У Раисы Лысениной удивительная улыбка. Она появляется на лице неожиданно и сразу же захватывает всего человека. Да, именно всего – Лысенина улыбается не лицом, а всем своим организмом, и очень трудно, практически невозможно, не улыбнуться в ответ.
– Я, наверное, родилась с улыбкой на лице. Просто органически не могу не улыбаться. Наверное, счастливый человек. Я тут подумала: действительно, счастливый. Мне удалось реализоваться в работе. Сколько в мире людей, для которых их работа скучная, тяжелая необходимость. А для меня – радость. Есть силы и возможности для воплощения замыслов. И главное, замыслы тоже есть и появляются постоянно. Нужно только время и силы.
Еще у Раисы Лысениной есть энергия и желание помогать. Согласитесь, не столь часто встречающееся качество в наше прагматическое время. Причем она приходит на помощь даже тогда, когда ее не просят. Часто обжигается на этом и все равно по-другому не может. Очевидно, это нужно в первую очередь для нее самой, для сохранения собственной цельности. Она приходит на помощь даже тогда, когда человека уже нет в живых. Собрала по кусочкам и восстановила варварски разрушенную скульптуру талантливейшего рязанского скульптора с трагической судьбой Антонины Усаченко. Вместе с известным фотохудожником Евгением Кашириным создала Фонд «Творческое наследие». Основная цель – сохранение работ умерших рязанских художников. Честно говоря, изначально мало кто верил в успех этой затеи. Искали какие-то меркантильные мотивы – ну, ведь не может быть, чтобы просто так человек взвалил на себя такой груз? Тратил время, ходил по инстанциям, выбивал помещение, ремонтировал его, организовывал выставки, искал средства и чаще всего вкладывал свои собственные деньги. Потом привыкли и даже сплетничать почти перестали. Можно сказать, махнули рукой – Лысенина, одним словом… А она, приходя домой, часто проклинает свой неуемный характер, говорит, что завтра плюнет на все, запрется в мастерской и будет только работать. Но наступает новый день, и снова на лице появляется улыбка-открытие, все начинается сначала… И снова Раиса Лысенина ходит по инстанциям, убеждает, просит, доказывает.
– Я живу сердцем и работаю сердцем. Не умею просчитывать и, видимо, уже никогда не научусь. Наверное, Бог не вложил в меня способность к анализу. Зато щедро одарил способностью любить.
Р.S.: Недавно наша газета уже писала о том, что 12.12.2012. Раиса Лысенина вступила в брак с Константином Воронцовым. Они уже много лет вместе, но решение официально зарегистрировать отношения пришло недавно и совпало с такой примечательной датой.
Наша справка
Лысенина Раиса Алексеевна:
Скульптор. Заслуженный художник РФ. Родилась в 1955 году в Рязани. Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. Член Союза художников России. Участник и лауреат многих российских и международных выставок. Почетный член Российской академии художеств.
Автор барельефа «Ю.Гагарин» (Брессюир, Франция), памятника 60-летию освобождения г. Скопина от фашистских оккупантов (г. Скопин), многочисленных декоративных скульптур в гг. Уфе, Азове, Рязани, Казани, Брессюире (Франция), Сеговии (Испания), Вейпетри (Чехия). Работы Раисы Лысениной находятся в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге, Рязанском государственном областном художественном музее им. И. П. Пожалостина, Рязанском театре кукол, в коллекциях Голландии, Франции, Испании.
Михаил Колкер