Казанский Явленский женский монастырь был основан в начале XVI века на территории Рязанского Кремля. В 1786 году монастырь был перенесен на Владимирскую улицу (ныне ул. Свободы). А в 1870 году на территории монастыря был возведен величественный Казанский собор.
Стратегия Яхонтова
В страшные годы революционных потрясений монахинь разогнали, в монастырских помещениях располагались и пересыльная тюрьма, и пошивочные мастерские. В 1924 году Казанский собор, к тому времени уже разграбленный, отдали губернскому архиву. Идея разместить в храме архивные документы принадлежала известному в ту пору краеведу и общественному деятелю Степану Дмитриевичу Яхонтову. Однако поведение монахинь, которые с нескрываемым энтузиазмом стали помогать рабочим устанавливать в храме стеллажи для архивных папок, долгие годы оставалось непонятым.
Намерения насельниц монастыря стали ясны лишь после того, как в 2006 году храм был возвращен Рязанской епархии.
«Температурный режим, необходимый для хранения архивных документов, оказался благоприятным для настенной живописи, — говорит главный реставратор Казанского собора Андрей Наумов. — А слой сурика, которым были закрашены картины, сохранил их от внешних воздействий».
Получилось, что именно благодаря инициативе Яхонтова Казанский собор на сегодняшний день — единственный храм Рязани, в котором сохранена почти вся настенная живопись. Писать заново пришлось лишь один сюжет в алтаре. Все остальные картины можно реставрировать.
Шепот в храме
Уникальна и акустика Казанского собора. По сохранившимся сведениям, ранее звук усиливался в определенных местах храма — там, где во время службы должны были находиться отправлявший службу священник и певчие. Как бы тихо ни говорил батюшка, — его слова слышали все присутствовавшие.
«Сейчас полностью проявиться акустическому эффекту мешают леса (реставрация собора еще не закончена), неровности стен и пыль, которая неизбежна во время любого ремонта», — говорит Андрей Наумов. Но реставраторы уверены, что после окончания работ стены станут отражать звуки именно так, как это было задумано строителями собора.
Благословение Богородицы
И церковнослужители, и прихожане храма уверены в том, что Сама Богородица покровительствует восстановлению храма. Бесспорным свидетельством этого они считают то, что первой иконой, принесенной в храм, был образ Казанской Божией Матери. Икона была сильно повреждена, ее пришлось долго и кропотливо восстанавливать. Теперь эта икона — главный храмовый образ. Прихожане считают ее чудотворной.
Необъяснимую помощь свыше постоянно чувствуют и реставраторы храма. Их работу нельзя назвать легкой. «Если за 8-часовой рабочий день удается размыть 2 кв. м стены или свода — это очень хорошо», — признается Андрей Наумов. Открывшийся оригинальный слой нужно сначала обработать антисептиком, затем — укрепить основу и только после этого можно «делать допись», то есть приводить настенное полотно в первоначальное состояние. Четверик площадью более 500 кв. м реставраторы должны были сделать за год. «Работа шла на удивление легко, — говорит Андрей. — Словно кто-то помогал сделать ее быстрее». Все обязательства были выполнены реставраторами за восемь месяцев и завершены к 21 июля — летнему дню празднования Казанской иконы Божией Матери. Побывавший в соборе известный художник-реставратор Вячеслав Панкратов не нашел в работе рязанских мастеров никаких изъянов и качеством их работы остался очень доволен.
Храмовые святыни
Сразу после освящения в Казанский собор стали возвращаться иконы, пребывавшие в нем до революции. Иконы Воскресения Христова и Успения Матери Божией, частицы святых мощей Петра и Февронии Муромских (в настоящее время они вмонтированы в икону, изображающую святых супругов) и Симона Кананита были сохранены схимонахиней монастыря матушкой Неониллой. После расформирования обители власти позволили ей остаться жить в одном из монастырских строений. Всю жизнь матушка была хранительницей сбереженных святынь, а перед кончиной передала их своему духовному сыну Владимиру Семенову. Владимир Андрианович вернул иконы восстанавливающемуся храму. Среди возвратившихся в монастырь икон — почитаемые образы Божией Матери «Скоропослушница» и «Каплуновская».
В 2006 году, почти сразу после малого освящения Казанского храма, в нем замироточила икона святителя Николая Мирликийского — и священнослужители, и прихожане приняли это как знак Божьего благословения и подтверждение свыше тому, что второй расцвет Казанского монастыря не за горами.
На фото: Настоятельница Казанского монастыря игумения Анна и художник-реставратор Андрей Наумов.