Из истории обители

Монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери был основан в XVI веке и располагался недалеко от Спасского монастыря, к югу. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, построена каменная Казанская церковь, на месте или около существовавшей здесь деревянной. До секуля­ризации монастырских земель в 1764 году монастырь пользовался хлебной и денежной ругой

КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Божия Матерь является Хранительницей и Заступницей нашего Отечества. Богородица- Помощница в нуждах и Утешительница в скорбях, несущая теплый благо­датный свет радости. Велико у нас почитание Божией Матери. Многие храмы и монастыри на Руси строились в честь Богородицы, а также в честь чудотворных икон Ее.

Монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери был основан в XVI веке и располагался недалеко от Спасского монастыря, к югу. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, построена каменная Казанская церковь, на месте или около существовавшей здесь деревянной. До секуля­ризации монастырских земель в 1764 году монастырь пользовался хлебной и денежной ругой1).

По новому архитектурному плану города, утвержденному в 1779 году, предлагалось перенести Казанскую обитель в другое место. Наместник2), глава Рязанского наместнического управления, генерал-поручик Кречетников М.Н. в марте 1781 года настаивал на переселении и указал новое место в Ямской слободе, у церкви св. Николая. От Наместнического управления на переселение выделялась необходимая сумма — 31 рубль. Но перевод обители состоялся только в 1786 году. Игуменья Евгения с сестрами, при поддержке епископа Симона (Лагова), добились перенесения обители не в Ямскую слободу, а к Вознесенской церкви. Ктитором3) этой церкви был купец Игнатьев, давший согласие на размещение монас­тыря. Вскоре в Вознесенской церкви устроены были приделы в честь Казанской Божией Матери и священномученика Харлампия.

При игуменье Екатерине в 1861 году в монастыре учреждается община и при ней больница. Учредители ее, по христианской скромности, отказались назвать свои имена. Известно только, что это супружеская чета, проживавшая в Москве. Муж имел рязанские корни, занимался торговлей.

Община и больница создавались благотворителями с заботой о старых и немощных сестрах, которые уже не могли трудиться и требовали призора, ухода.

С 1863 года настоятельницей Казанского монастыря становится Евгения (вторая), усилиями и стараниями которой монастырь засиял заново. Так, на средства Сергия Живаго в 1868 году открыта была больница и четырехклассное училище для девочек, стали выделятся деньги на содержание их по завещанию рязанским Банком Живаго.

На месте обветшавшей Вознесенской церкви построен новый соборный храм в честь иконы Казанской Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Освящение проводил архиепископ Алексий (Ржаницын) 16 августа 1870 года. Храм был возведен на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и других благотворителей. Собор представлял собой одноглавый четверик с трапезной, которую увенчивает вторая глава аналогичная первой. В храме было три иконостаса. Все они трёхъярусные, с деревянной резьбой и позолотой. Святые иконы были необычайно богато украшены.

Особенно выделялась храмовая чудотворная икона Казанской Божией Матери, установленная в главном иконостасе. Оплечье и венцы были сделаны из позолоченного серебра; убрус (платок) и риза Богоматери с Предвечным младенцем — шитье жемчугом; на убрусе и ризе две звезды из бриллиантов, алмазов, аметистов, бирюзы; корона украшена топазами и аметистами. Количество драгоценных камней — 506. На иконе серебряная риза, серебра на которую пошло 3,5 кг. Икона вложена в бронзовую позолоченную киоту. Вокруг на деке изображены чудеса от Казанской иконы.

Как и повсеместно по России, многие достопамятные и богато украшенные иконы попадали в храмы от дарителей. Имена их большей частью сегодня неизвестны, и только в редких случаях сведения о дарителях как-то сохранялись. В Казанском монастыре была, например, икона «Живоначальной Троицы» в серебряной ризе с позолоченными венцами. На ризе надпись : «Сия риза приложена надворным советником и кавалером Федором Никифоровичем Стерлиговым по сделанному ему завещанию, от иждивения из дворян девицы Анастасии Ивановны Трескиной, которой тело погребено в Явленском монастыре близ алтаря настоящего храма на правой стороне 1 апреля 1818 г.»

Другая же икона, Святителя Николая, хранила имя мастера на серебряной ризе: «1837 г. 4 декабря, мастер Петр Терентьевич Сапогов».

Некоторые иконы в этом храме написаны профессором Академии художеств господином Живаго.

Вторая церковь в монастыре — надвратная над святыми |(западными) вратами была основана в честь великомученицы Варвары, построена в 1870 году и освящена 7 октября. Над церковью возвышалась одноярусная колокольня постройки 1872 года. Церковь малых размеров, холодная. Служба велась в ней только летом. На колокольне было 10 колоколов, изготовленных по прямому заказу только для Казанской обители. Это именные колокола: большой воскресный и праздничный, полиелейный, будничный и остальные, безымянные.

На большом воскресном и праздничном колоколе было изображение храмовых святых и надпись: «По благословению преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, попечением игуменьи Евгении, вылит сей колокол во славу Божию, в Рязанский Казанский Явленский монастырь 31 января 1875 года в Москве, на заводе почетного гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 14 пудов 30 фунтов».

Полиелейный колокол также имел изображения храмовых святых и надпись: «Во славу Божию вылит сей колокол во град Рязань, в святую Казанскую Явленскую девичью обитель на пожертвования благотворителей, при настоятельнице оной игуменьи Екатерине, по благословению Рязанского архиепископа Гавриила в 1851 г. 10 мая, в Москве на заводе почетного гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 211 пудов 35 фунтов».

Будничный колокол, весом 39 пудов, еще два по 18 и 13 пудов, а об остальных пяти ничего не известно.

Из церковной утвари наиболее ценны были священные сосуды, напрестольные кресты, ковчеги. Большей частью — это серебряные изделия весом от одного до четырех килограмм, с позолотой. Среди дарителей столь дорогих предметов значились имена Почетного гражданина Москвы С.А. Живаго и некоего Павла Александровича Кудряшова.

Кроме описанных храмов, в монастыре находилось 40 отдельных зданий:

  • деревянное здание для настоятельницы;
  • шесть каменных зданий для сестер;
  • здание общины с больницей и аптекой;
  • здание четырехклассного училища для девочек;
  • библиотека-читальня;
  • свечное производство;
  • пекарня;
  • хозяйственные постройки (баня, погреба, амбар, ледник).

Библиотека монастыря получала периодические издания (журналы): «Православное обозрение», «Душеполезное чтение», «Странник», «Домашняя беседа» и другие.

Обитель была обнесена Каменной оградой с двумя воротами — восточными и западными. Монастырская гостиница находилась вне ограды с южной стороны. Огород, недалеко от обители, занимал 2,5 гектара.

Монастырь содержался на следующие средства:

  • пособие из Государственной казны в размере 338 руб. в год;
  • доходы от церковного сбора;
  • доходы от монастырской гостиницы;
  • доходы с земли (сельскохозяйственная продукция).

Капитал обители на начало XX века составлял 94729 рублей, процент с которого шел на жалованье игуменье, казначею, монахиням и причту. В причте монастыря положены два священника и два псаломщика.

При обители находилось кладбище, где хоронили на только монахинь, но и известных своими заслугами горожан.

Казанский женский (или, как его еще называли, девичий) монастырь 1-го класса блистал радением женских сердец и рук до 1917 года.

После революции монахини были изгнаны. Девичий монастырь, все его ценности реквизированы советской властью. Территория монастыря с высокой каменной оградой идеально подошла большевикам для заключения первых жертв революции. Среди арестованных: рязанский губернатор Кисель-Загорянский, городской голова И. Антонов, около 150 жандармов, другие уважаемые люди — ждали приговоров ревтрибунала.

Позже в Казанском храме устроен был красноармейский клуб. Святые росписи на стенах храма замалевали революционными картинками. Размещалась колония беспризорников в стенах монастыря и прочее. Наконец, организовано было швейное производство военной амуниции на «фабрике №1».

От бывшего монастырского комплекса был частично сохранен Казанский собор, в здании которого с 1924 до 2006 года размещался Рязанский областной архив.

Надвратная церковь св. Варвары со снесенной колокольней приспособлена под жилой дом. Также около десяти других сохранившихся запущенных зданий использовались под жилье и конторы. Некрополь был полностью разорен. Лишь на углу Затинной и Вознесенской улиц сохранились башня и фрагмент монастырской стены.

Только в 2006 году Казанский женский монастырь был возвращен Рязанской епархии.


Примечания

1) Руга — жалование духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами.
2) Наместничество в Рязани открыто 16 декабря 1778 года.
3) Ктитор — лицо, построившее на свои средства православный храм или сменившее его внутреннее устройство, С XVIII века ктиторами стали называть церковных старост.

Источники:
1. Автор составитель Ю. А. Дегтев
Рязань православная. – Рязань: Информационно-издательское агенство “Русский мир”, 1993.-138 с.
ISBN 5-85810-005-8
2. Евгений Каширин, Николай Аграмаков «Прогулки по губернской Рязани». Рязань, 2006 г.