Не так давно в рязанских монастырях побывала комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Члены комиссии дали ряд советов, касающихся дальнейшего устроения иноческой жизни в обителях. Обсуждение этих рекомендаций вошло в повестку дня собрания игуменов и игумений монастырей Рязанской митрополии, состоявшегося 28 февраля. Рассматривались и другие вопросы – уставы и современность, образовательные курсы для монашествующих.
Собрание проходило под председательством митрополита Рязанского и Михайловского Марка, епископа Скопинского и Шацкого Феодорита и епископа Касимовского и Сасовского Василия. Образовательные курсы во вверенных им епархиях планируется осуществлять для всех монашествующих, не имеющих семинарского и академического богословского образования и не достигших преклонного возраста. Как рассказал игумен Иоанно-Богословского монастыря игумен Исаакий (Иванов), последние могут присоединиться к прослушиванию курса по желанию (без итоговой проверки знаний). Изучаться будут общецерковная история, история монашества и аскетика и другие предметы.
Образ жития тех, кто отрекся от мира, наиболее лаконично изложен в монашеских уставах. Именно устав внутренней жизни обители оказывает самое заметное влияние на каждого члена монастырского братства или сестричества. Общежительные уставы, о которых шла речь на встрече, насчитывают уже много веков – где-то больше внимания уделяется подробным предписаниям и дисциплине в сочетании с отеческой заботой, где-то акцент делается на рассмотрении явлений внутренней жизни. Но современные реалии во все вносят свои коррективы, и не всегда попытки согласовать с ними монашескую жизнь приносят духовную пользу – об этом говорил митрополит Марк. Он отметил, что в наше время в монастыри в большей степени идут люди образованные, и в целом среди верующих сейчас большой процент людей, имеющих хорошее образование и зачастую ищущих ответы на вопросы, связанные со знаниями в области богословия и истории.
Люди приезжают в монастыри, как в духовные лечебницы, желая помолиться, исповедоваться, услышать совет. И в любые времена православные обители остаются, можно сказать, на передовой духовной борьбы. Поэтому не только для их внутреннего устроения, но и для всей Церкви важно, чтобы они оставались оплотом веры, примером молитвенного делания и следования истине.