Почти с самых первых лет возрождения в Рязани Казанского женского монастыря начался поиск имен насельниц, которым пришлось покинуть обитель после ее закрытия в 1919 году. До революции в монастыре проживало более 400 сестер. На сегодняшний день собраны материалы только о малой толике из этого числа. Совсем недавно стало известно о монахинях, уроженках села Троица Спасского района.
Там, на родине им пришлось жить в годы гонений. Настоятельница Казанского монастыря игуменья Анна (Сычугова) решила посетить те места, где подвязались бывшие послушницы обители.
Во второй половине 19 века в Казанском монастыре было больше насельниц крестьянского происхождения. Более 20 девушек в предреволюционные годы поступило в обитель из села Троица. По воспоминаниям старожилов, была в семьях многих сельчан традиция отдавать одну из дочерей на служение Церкви. Этот факт и многие другие примеры духовной жизни ее родных мест собрала краевед-любитель Ольга Сергеевна Бируля. Именно она пригласила настоятельницу Казанского монастыря на встречу с настоятелем Троицкой церкви и жителями села.
Теплым июльским утром у дверей церкви игуменью Анну встречали протоиерей Михаил Аблязов и те прихожане, кто имел родственные связи или просто близко общался с монахинями из Казанской обители. В первую очередь Ольга Сергеевна провела для матушки экскурсию по храму и рассказала его историю. По ее мнению, свои духовные всходы на этой земле дал Троице-Пеленицкий монастырь, стоявший здесь до 16 века. Именно на фундаменте древнего храма обители была построена сегодняшняя церковь. Основание монастырю по преданию дала икона Святой Троицы, приплывшая на пелене к берегу Оки.
Даже после закрытия обители при Екатерине II монахи не ушли от намоленного места, а поселились немного поодаль, тем самым продолжая окормлять духовно жителей села.
После закрытия женского монастыря в Рязани немногим насельницам посчастливилось жить рядом с любимой обителью. Большинству пришлось вернуться в родные села. В Троицу съехалось несколько десятков монахинь из разных монастырей: Казанского, Данковского, Сушкинского. Они продолжали иноческую жизнь при Троицком храме, прислуживали священнику, пели на клиросе, пекли просфоры. Думается, что по их молитвам церковь благополучно простояла до наших дней. Правда, ее закрывали, но ненадолго — с 1940 по 1946 год. Даже то, что в храме несколько лет хранили зерно, не смутило прихожан. Они быстро вычистили здание и привели его в должный вид.
А в 50-х годах случилось неожиданное событие. В храм на священническое место был назначен отец Иоанн (Крестьянкин). Он еще больше сплотил маленькую монашескую общину при церкви, став для них духовным наставником. Память об этих годах до сих пор жива среди прихожан. Игуменье Анне показали комнату, где жил старец. Находится она на втором этаже храма, из ее окон как на ладони видно село. Несомненно, его молитвами жило оно в то время размеренной духовной жизнью, продолжает жить и сейчас. Искорка веры не угасла с уходом молитвенников. В бывшей комнатке отца Иоанна занимаются дети из воскресной школы. Теперь они — приемники традиций старшего поколения.
Не забыты людьми и монахини, жившие в селе в самые трудные для Церкви годы. Остались в Троице их родственники, помнят о них те, кто просто знал матушек.
Много воспоминаний на встрече было о монахине Марфе Герасевой. Игуменья Анна, изучая архивные дела, знала некоторые факты ее жизни после закрытия обители. Марфа вместе с другой послушницей Матреной Климановой попала в застенки Рязанского губернского конлагеря, который с 1919 года располагался в стенах Казанского монастыря. О дальнейшей судьбе монахини настоятельница узнала из уст прихожан. После того как ее выпустили из застенков лагеря, Марфа какое-то время жила в Спасске, потом работала няней в Питере, а перед войной вернулась в село. Ее послушанием в храме стало выпечка просфор.
Но, по воспоминаниям сельчан, их общение не ограничивалось только служением в стенах церкви. Они несли свет Христовой веры окружающим их людям. До сих пор в Троице живут те, чьими крестными становились матушки. За всех они молились, помогали советами, окормляли духовно. Сельские дети замирали, видя идущих по селу монахинь, а те по-своему их благословляли, кладя руку на ребячьи головки. Теперь, повзрослев, они со слезами на глазах вспоминают эти встречи. Останется память о подвижнической жизни матушек и у сегодняшнего подрастающего поколения, благодаря одному неравнодушному и пытливому человеку.
Ольга Сергеевна Бируля родилась в Троице, но выйдя замуж, уехала в Беларусь. Спустя тридцать с лишним лет ей пришлось вернуться ухаживать за больной матерью. Как человек деятельный она заинтересовалась рассказами жителей о священнослужителях и монашествующих в Троице и решила составить их жизнеописание. Несколько лет по крупицам Ольга Сергеевна собирала сведения о духовной жизни села. Теперь почти досконально она знает историю самого храма и судьбы людей, связанных с ним. Это служение настоятелей в разные годы, мученический подвиг священника Иоанна Сныткина, расстрелянного в 1937 году, духовное окормление паствы отцом Иоанном (Крестьянкиным) и, конечно же, иноческая жизнь в миру насельниц трех рязанских монастырей.
Имена всех, кто подвизался в Троице, теперь можно увидеть на памятных досках у входа в храм.
В конце встречи игуменья Анна и прихожане пришли отдать дань памяти к могилам Троицких подвижников, похороненных за алтарем храма. Заупокойную литию по усопшим отслужил настоятель церкви протоиерей Михаил Аблязов. Слова «Вечная память…» разливались далеко по округе, уносясь в бескрайние просторы пойменных лугов. Простенькие могилки, скромные деревянные кресты. Но, так самоотверженна и чиста была жизнь этих праведников, что памятником для них стал сам могучий храм-великан, а люди, пришедшие почтить их память в этот день – крепкой нитью, что соединяла человеческие души в вере во все времена, соединяет и сейчас.
Елена Александрина