7 декабря в Николо-Ямском храме г.Рязани состоялась монашеская секция региональных Рождественских чтений, в которой приняли участие игумены и насельники от всех монастырей Рязанской епархии.
От Казанского женского монастыря с докладом «Стяжание духовной свободы во Христе в условиях гонений на Русскую Церковь на примере жизни священнослужителей и монашествующих Рязанского Явленского Казанского женского монастыря» выступила игумения Анна:
После событий октября 1917г. в нашей стране началось целенаправленное наступление на церковь — «богоборчество было возведено в ранг государственной политики».
Как жили и спасались священнослужители и монашествующие Казанского женского монастыря в тех тяжелейших условиях?
В тот период в клире монастыря состояли два священника: о.Иоанн Каширин и о.Владимир Боков, и два диакона — Василий Баландин и Федор Филатов. Насельниц в обители было более 450-ти. Монастырь в то время возглавляла игумения Евпраксия (Новикова).
В тревожное послереволюционное время монастырь постигала одна беда за другой. Тяжело заболела матушка игумения. 3/16 октября 1918г. скончался монастырский священник Владимир Боков. Скончался в 36-летнем возрасте, оставив жену и троих малолетних детей. Сестры, глубоко переживавшие это печальное событие, с благословения Владыки Иоанна и согласия матушки игумении собирались все вместе и, обсудив вопрос о «желательном для них заместителе» на место умершего о.Владимира, предложили две кандидатуры – прот. Александра Климентовского и прот. Сергия Соколова.
Владыка, принимая во внимание ходатайство сестер, назначил в обитель на служение о.Александра Климентовского.
Не прошло и года, как обитель потрясла весть о кончине еще одного монастырского священника, Иоанна Каширина, который волею Божией отошел ко Господу 4/17 апреля 1919г. в 38-летнем возрасте. У него остались жена и четверо малолетних детей. На его место Управляющим епархией был направлен протоиерей Сергий Соколов.
Хотелось бы отметить, что в областном архиве сохранились дела Епархиального Совета о смерти двух священников Казанского женского монастыря и об определении на их место других. В этих делах хранятся прошения 12 священнослужителей, которые обращались к Архиерею с просьбами о замещении вакантных мест в Казанской обители. Среди них – маститые протоиереи, такие как протоиерей Московского Большого Успенского собора Сергий Ермонский; кандидат богословия, смотритель бывшего Рязанского духовного училища протоирей Алексий Попов, законоучитель бывшей Рязанской женской Учительской Семинарии протоиерей Александр Боголепов и другие, не менее замечательные и авторитетные пастыри. В этих прошениях – мольба о помощи. В них открывается картина бедственного положение духовенства в то смутное время.
Из всех этих прошений Владыке Иоанну нужно было удовлетворить лишь две просьбы, и он остановил свой выбор на протоиереях Александре Климентовском и Сергием Соколове, которые впоследствии стали страдальцами за веру. Как же сложились их судьбы?
Отец Александр Климентовский, представитель старинного духовного рода, кандидат богословия, после того, как был назначен на служение в Казанский монастырь, служил в нем до закрытия обители в августе 1919г., затем служил в Старо-Ямской, Ильинской, Николодворянской церквях до своего первого ареста.
Протоиерей Александр был членом Рязанской Епархиальной церковной канцелярии.
27 сентября 1925г. все члены епархиальной канцелярии были арестованы и заключены в Рязанскую тюрьму. Протоиерею Александру Климентовскому было предъявлено обвинение в «антисоветской агитации».
В обвинительном заключении значилось: «Являясь членом нелегального религиозного сообщества, способствовал распространению журнала «Циркуляры» контрреволюционного содержания. Способствовал созданию церковных библиотек с подбором контрреволюционной литературы. Производил денежные сборы на нужды «Епархиальной канцелярии». За это о. Александр был приговорен к 3 годам концлагерей. Наказание отбывал на Соловках. Был освобожден. После освобождения был назначен настоятелем Входо-Иерусалимского храма. По воспоминаниям: «Всегда энергичный, веселый, с горящими верой глазами, о.Александр был прекрасным проповедником. Рязанцы из соседних приходов нередко спешили к «Иерусалиму», чтобы услышать его наставления и поучения. Прекрасный семьянин».
После первого ареста последовал второй в 1930г. с приговором: 5 лет лишения свободы, затем третий в 1935 г. с приговором 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Подвергся гонениям и второй священник Казанского монастыря: прот. Сергий Соколов. Это был известный в Рязани священник, имевший академическое Московское образование. Исполнял должность законоучителя при 1-й Рязанской гимназии, служил в Кафедральном Соборе Рязанского Кремля. Из семейных воспоминаний известно, что он ездил на беседу к Иоанну Кронштадтскому. Был замечательным пастырем, за советом к которому в Рязань приезжало очень много людей – и мирян, и священников. Будучи учеником митрополита Антония (Храповицкого), о. Сергий отказался от предложения Владыки уехать с ним за границу. Несколько раз был арестован: в первый раз в 1920г., затем в 1922 и 1924 гг., но дело было прекращено. Служил после закрытия Казанского монастыря в Воскресенском храме. Исполнял должность епархиального благочинного и председателя Епархиального Совета. 27 апреля 1925г. был еще раз арестован вместе с членами епархиальной канцелярии, приговорен к 3 годам высылки в Нарымский край. В 1928г. освобожден. Продолжил служение в Воскресенском храме до его закрытия. Скончался в 1940г.
Репрессиям за веру и церковное служение были подвергнуты и диаконы Казанского монастыря Василий Баландин и Феодор Филатов.
О Василии Баландине известно, что он помимо служения монастыре преподавал в монастырском училище Сергия Живаго. После закрытия обители входил в архиерейский хор Владыки Иувеналия. Был арестован и сослан в конце 1920-х годов. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Диакон Феодор Филатов уроженец села Солотча. С детских лет пел в церковном хоре и был приглашен в Казанский монастырь, т.к. имел прекрасный голос, сильный бас. После закрытия монастыря служил диаконом в Лазаревской церкви, где был настоятелем о. Владимир Слободской. После ареста настоятеля и его ссылки , переписывался с ним и посылал ему собранные прихожанами деньги. Возможно за это и арестован в 1931 году, приговорен к ссылке в Казахстан. По дороге к месту ссылки тяжело заболел и скончался. У него остались жена и семеро детей.
Все приведенные мною факты свидетельствуют о тотальном преследовании верующих, ведь все священнослужители Казанского монастыря были репрессированы. И все они до конца исполнили свой долг служения Церкви и людям.
Продолжение следует…