Памяти Анны Петровны Чистосердовой в монашеском постриге Алексии.
Сколько их было, решивших отринуть мирскую жизнь и стать Невестами Христовыми в самое сложное для Православной Церкви время, мы уже, наверное, не узнаем. Некоторые из них так и унесли тайну своего пострига в могилу, но все же, подвиг большинства в последние десятилетия нам открылся. В 2007 году в Казанский женский монастырь города Рязани были переданы вещи монахини Алексии, в миру Анны Петровны Чистосердовой. Принесла их ее воспитанница, которая жила у матушки с 1935 года, Маргарита Алексеевна Мороз. Это было старенькое платье и апостольник, в них, по словам женщины, Анна Петровна приняла мантийный монашеский постриг. Так же были переданы воспоминания о семье Чистосердовых – несколько десятков листов машинописного текста.
Рассказ о матушке Алексии можно начать издалека. Одна из ветвей ее рода имела отношение к Франции. В 1972 году, во время французской революции в Петербург приехала Сусанна де-Биль.
Но, вскоре она переселилась в Швейцарию, а вот два ее взрослых сына – Жак и Жан остались в России. Жак де-Биль служил хранителем кабинета драгоценностей при дворе императрицы Екатерины Второй. Он женился на Ирине Троегубовой. От этого союза и пошла ветвь рода, в которую вошли многие фамилии старинных дворянских семей.
Одним из ярких ее представителей был герой войны 1812 года Евграф Никифорович Голубцов. По семейной легенде его предок, обладавший недюжинной силой, будучи в дружине Дмитрия Донского один разгромил отряд татар выдернутым из могилы крестом – голубцом (крестом с покатой крышей). За это и дал ему Дмитрий Донской прозвище Голубец – отсюда и пошла фамилия.Сам же Евграф Никифорович тоже был отчаян и храбр, за мужество, проявленное в сражении под Бауценом, он был награжден золотой шпагой, а за битву под Лейпцигом орденом Владимира III степени.
Внучка героя Анна в 70-х годах 19 века вышла замуж за военного врача Петра Алексеевича Чистосердова, отец которого был выходцем из духовного сословия, но династию не продолжил, а дослужился на государственной службе до Коллежского Советника.
Мать учредила частный женский пансион в Рязани, в котором преподавали ее дочери. Сам Петр Алексеевич учился в первой Рязанской мужской гимназии, а потом закончил в Петербурге медико-хирургическую академию. В должности дивизионного врача участвовал в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. За проявленное в военном походе мужество был награжден многими орденами и медалями. Уйдя в отставку, поселился в Рязани. В семье Чистосердовых родилось восемь детей, среди которых была и Анна, будущая монахиня Алексия. Родилась она в 1886 году в Петербурге. Анна Петровна окончила гимназию и курсы сестер милосердия при Покровской общине Красного Креста на Васильевском острове, здание которой было построено на средства княгини Ольги Ольденбургской.
После этого девушка поступила на работу в клинику женского медицинского института, а в 1914 году ушла добровольцем на фронт. Перед отъездом их благословила сама императрица Александра, а подойдя к Анне, сказала: «Какая молодая…».
Работала Анна Петровна в Киевском эвакуационном пункте. Начальник пункта ценил ее за большую выдержку на операциях, огромную работоспособность, организаторские способности. Небольшого роста, худенькая, девушка удивляла всех искренностью чувств по отношению к раненым, крепостью духа, который умела передавать самым безнадежным больным. Ее посылали на самые ответственные участки, где она спасала тяжело раненных, которых нельзя было перевозить. Во время сложных операций опытные врачи, смотря на молоденькую сестру милосердия, сохранявшую спокойствие, переставали волноваться. Один из хирургов Петровский говорил: «Я старый врач, но у этой сестры могу поучиться». Вот один из примеров. У раненного солдата был перебит пищевод, его зашили, но жизнь пациента была под угрозой, ему нельзя было есть, так как пища раздражала бы шов и он бы не смог зарасти.
Тогда Анна взяла зонт, ввела его в пищевод ниже прооперированного места и стала вливать через него молоко. Больной ожил и, взглянув на сестру, сказал: «О, Мадонна!».
Это был австрийский солдат. Через какое-то время он поправился. При работе на санитарном поезде, когда у раненых массово возникло кишечное расстройство, а подходящих лекарств не было, Анна достала из своего вещмешка бутылку портвейна и, добавляя его в крепкий чай, стала поить больных и расстройства прекратились. На следующей станции она зашла на склад Красного Креста, где взяла еще несколько бутылок и, опасаясь, что их могут отнять, прячась от прохожих, обходными путями добиралась до своего состава. Так она спасала раненых от кишечной инфекции. С 1918 года Анна Петровна работала в Рязани сестрой милосердия в военном госпитале, который располагался в здании бывшей винной монополии. Потом ее перевели в приемный пункт в больницу имени Салтыкова (ныне им. Семашко). Туда уже поступали заболевшие сыпным тифом в последствие эпидемии, которая лютовала в стране в послевоенные годы. В 1922 году Анна Петровна привезла из Петербурга, где был голод, семь человек из своей семьи: маму, сестру, брата и его детей.
Несмотря на свое скромное материальное положение, Чистосердовы всегда оказывали помощь нуждающимся. Не проходили мимо чужой беды. Так Анна Петровна взяла жить в свою комнату пожилую женщину из закрывшегося в Рязани монастыря, оставшуюся без всяких средств к существованию.
Хотя в воспоминаниях не указывается, кем она была, но можно предположить, что это была монахиня Казанской женской обители. В это же время в другой комнате вместе с сестрой Анны Петровны Надеждой жила другая женщина, которая осталась без крова над головой. В разные годы в гостеприимном доме Чистосердовых проживало по несколько человек, нуждающихся в поддержке и заботе. Анна Петровна была глубоко верующим человеком, еще в ранней молодости она ходила пешком по святым местам. А вот отец не разделял взглядов дочери. И только после его кончины в 1911 году, она приняла иноческий постриг. После окончания гражданской войны Анна Петровна прекратила свою медицинскую практику и стала работать председателем церковного совета Введенской церкви. Когда ее закрыли, матушку пригласили на туже должность в Вознесенский храм. Она знала в то время почти всех рязанских священников. Многие из них приходили навестить Чистосердовых в их доме.
Среди них был совсем юный Борис Ротов, в будущем митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, а так же Коля Македонов, ставший через несколько десятилетий наместником Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем.
Часто навещала их Елена Арсентьевна Масалитинова (схимонахиня Серафима), составительница жития Блаженной Любови Рязанской. Во время Великой Отечественной войны семье Чистосердовых пришлось нелегко, последний храм, где работала Анна Петровна, был закрыт еще в 30-х годах, а пенсии матушка не получала. В 1942 году ее 96-летняя мать тяжело болела, была очень истощена и просила дочь принести хлеба, говоря, что в России даже в самые страшные войны хлеб был всегда. Анна Петровна старалась купить хоть кусочек, но не всегда ей это удавалось.
В 1947 году в Великий четверг Великого поста матушка приняла мантийный постриг с именем Алексия, в честь Святого праведного Алексия, человека Божия. В те годы такой поступок можно было приравнять к подвигу. Еще были свежи в памяти преследования верующих в 30-х годах, а впереди их ждал новый виток антирелигиозной борьбы, запущенный новым руководителем страны Хрущевым. В период его правления число церковных приходов было сокращено более чем на половину, сократилось и число священнослужителей но, в тоже время, по наблюдению надзорных органов, количество верующих людей не уменьшилось.
Народ продолжал сопротивляться Безбожной власти и впереди, как и раньше, были «белые платочки» — так называли в советское время наших прабабушек и бабушек, которые хранили Православную веру в своих семьях.
Хорошо знавший матушку архиепископ Глеб (Смирнов), так писал о ней: «…Добрая, всегда приветливая, но в тоже время мудрая и строгая Анна Петровна была окружена людьми близкими ей по духу и глубоко верующими в Господа. Она всегда стремилась пополнить стадо Христово и служить Ему в Великом Ангельском образе – монашестве». Эти слова, пожалуй, больше всего подходят для описания жизни матушки. Анна Петровна, как и ее мать, дожила до 96 лет. Последний год тяжело болела, но оставалась в твердой памяти. Она говорила своим родным: «…а помогать я вам буду и оттуда, а вы меня только помните». Скончалась монахиня Алексия 8 мая 1982 года. По завещанию на ее нательную рубашку пришили красный крест, который носили на груди сестры милосердия в годы первой мировой, и положили в гроб волосы, которые она хранила после пострига. Похоронили матушку на Скорбященском кладбище в ограде, где покоились ее родные. Когда в 2007 году в Казанский женский монастырь нашего города передавали вещи монахини Алексии, в том числе и платье, была рассказана его история. По версии людей, хорошо знавших семью Чистосердовых, платье это принадлежало последней игуменье обители. Быть может, именно так и произошла связь времен и продолжилась духовная преемственность нескольких поколений женщин, отдавших свою жизнь на служение людям и Богу.
Александрина Е.А.