Предлагаем Вашему вниманию один из докладов, прозвучавших на монашеской конференции «Традиции древнего монашеского жития как непреложная духовно-нравственная ценность. Следование им в условиях современности».
Говоря о традициях древнего монашеского жития и стремлении монашествующих следовать им в условиях современности, невозможно не вспомнить о жизненном подвиге наших соотечественников — христиан во время гонений на Церковь в советское время. В невероятно тяжелых условиях они сумели выстоять, сохранить веру и передать ее последующим поколениям.
К таким подвижникам — исповедницам можно причислить инокиню Феодору (Феоктистову), скромную и усердную труженицу на ниве церковной, Невесту Христову.
Позвольте мне сегодня поделиться с Вами воспоминаниями о жизни матушки Феодоры и назидательными уроками, которые можно из них извлечь.
Так случилось, что свой монашеский путь я начинала в Солотчинском Рождества Богородицы монастыре при игумении Варваре (Самариной). Поступила в обитель в 1998 году, тогда и познакомилась со старшими сестрами монашеской обители, составляющей ее костяк или, лучше сказать, духовный фундамент. Это сама матушка игумения Варвара, принявшая постриг от рук архимандрита Авеля (Македонова) и назначенная игуменией Солотчинской обители архиепископом Симоном (Новиковым), и ее духовные сестры, сотрудницы и сомолитвенницы: мон. Александра, мон. Василисса, инк. Лидия, инк. Феодора. Все они принадлежали к одной церковной общине и подвизались до монастыря в Христорождественском храме г. Михайлова (ныне Кафедральный собор). Это была по сути монашеская в миру община, сестры которой несли различные церковные послушания, регулярно бывали за богослужениями, многие из них никогда не выходили замуж, храня девство ради Христа.
Матушка Феодора пришла в Солотчинскую обитель послушницей Валентиной и была пострижена в рясофор 25 апреля 2000 года с именем Феодора в честь прп. Феодоры Солунской.
Вот как сама матушка пишет о себе в автобиографии, приложенной к прошению о рясофорном постриге:
«Я, Феоктистова Валентина Николаевна, родилась 31 октября 1927 года в г. Рязани. Православнорусская. Воспитывалась матерью Феоктистовой Евдокией Петровной, христианкой. Крещеная. Окончила 4 класса в Рязани. Работала в больнице няней в Михайлове Рязанской области, затем 30 лет в Христорождественской церкви уборщицей, просфорницей, регентом. После поступила в Солотчинский женский монастырь в 1995г. послушницей».
Как проста и незатейливо написана матушкой Феодорой автобиография, также проста и скромна была ее жизнь. Проста, и вместе с тем духовно прекрасна и замечательна. Расскажу о ней подробнее.
Валентина (будущая инокиня Феодора) родилась в семье Николая и Евдокии Феоктистовых. О своих родителях она всю жизнь помнила и молилась в монастыре о их упокоении очень усердно. Об отце вспоминала редко, но маму она любила трепетно, вспоминала ее со слезами на глазах. Видимо, именно она привила дочери любовь к Богу и Церкви. Воспитывала мама строго, приучала не нарушать церковных установлений. Как-то раз Великим Постом м. Феодора заметила, увидев на столе в трапезной батон белого хлеба: «Пост… Какой же это пост, у нас мама не разрешала постом ни белый хлеб, ни сахар».
С 17 – летнего возраста она начала свою трудовую деятельность, которую не прекращала до самой пенсии. Первая запись в трудовой книжке относится к ноябрю 1944г., последняя – к ноябрю 1984г. Итого – непрерывного трудового стажа 40 лет. Работала сначала рабочей в совхозе, затем уборщицей в школе, санитаркой в больнице, поликлинике, родильном доме. Из них 30 лет м. Феодора совмещала работу с различными церковными послушаниями, состоя в общине сестер, посвятивших себя Богу. Замуж она не выходила, хранила девство ради Христа.
Очень любила совершать паломничества. Используя для этого свои отпуска, положенные на работе, она совершала поездки в Троице-Сергиеву Лавру, Псково-Печерскую обитель, Почаевскую Лавру, к святыням Грузии. Часто рассказывала о поездке к мощам равноапостольной Нины, просветительницы Иверии. Подумать только, малограмотная женщина из рязанской глубинки отправилась в Грузию одна! Чтобы решиться на такое, нужно было иметь горячую веру и любовь к святой Нине. И матушка ими обладала вполне. Помню, как она рассказывала об одном опасном случае, который ей пришлось пережить в путешествии.
Однажды, совершая паломничество к св. Нине Грузинской она, будучи уже на территории Грузии, сбилась с пути. Время уже подходило к вечеру, на дороге никого не было и ей пришлось постучать в калитку одного из домов. Когда ей отворили, она увидела перед собой хозяина, а за его спиной во дворе накрытый стол, вокруг которого были пирующие грузины, его друзья. Она обмерла. «Что сейчас со мной будет?» — в ужасе подумала Валентина. Но отступать было некуда. Хозяин стал настойчиво зазывать к столу. Слава Богу, все обошлось благополучно. Узнав от путницы о ее паломничестве, гости прониклись к ней уважением и не только не причинили ей никакого вреда, но и накормили (хоть она отважно отказалась от мясного, заявив: «Мне нельзя. Я монашка»), дали с собой провизии и, провожая, указали дорогу.
Валентина совершала паломничества не только с целью поклонения святыням, но и, главным образом, для духовного окормления у опытных духовников и старцев, знакомства с духовно-близкими людьми. Она вела обширную переписку с духовными и мирскими лицами, поддерживала и ними связь на протяжении всей жизни, руководствуясь мудрыми советами опытных христиан-наставников.
Приведу для примера одно их чудом сохранившихся писем, адресованных матушке от 1965 года:
«Дай Бог Вам здравия и спасения, дорогие сомолитвенницы Валентина, Николай и Евдокия!!! Приветствую Вас со Святыми днями Троицы и Днем Святого Духа, да и укрепит Вас Всевышний встретить и проводить дни сих великих дней, и не только праздники, но и их попразднства и еще на многие годы жизни.
Едва собрался ответить на Ваше письмо от 06.06. с/г, ровно месяц прошло, но у меня по очереди время сокращенное, а дел и службы у нас много… Все праздники были торжественно проведены, посетителей было много. Служили Собором по две и три службы в день, пело два хора, любительский и наш, хотя и слабенький, но пособлял… Готовимся к святой Троице и Духа Бога, Духа Святого, Духа снисходящего.
Пойте Богу нашему пойте дондеже есмь. Пойте Цареви нашему пойте и не превозноситесь: молитесь в храме и в доме, когда только позволяет время. Молитва праведного не оскудевает. Молись за себя, и маму, и нас, грешных не забывайте.
Остаемся сомолитвенники Ваши
Наместник Архим. Августин и братия
Св. Почаевской обители».
О своей переписке с наместником Почаевской Лавры никогда не рассказывала. Вообще, вела образ жизни духовно-сокровенный. Имела характер смиренный, по-детски безобидный. Ее легко можно было обидеть, встречаясь с грубостью и несправедливостью, переживала, могла поплакать, но была добродушна и непамятозлобива. Сестер миловала, утешала в трудные минуты словом, советом, гостинцем. Сама старалась никогда не делать добрые дела напоказ, любила тайно благотворительствовать и других этому учила. «Чтобы правая твоя рука не знала, что делает левая», по-евангельски. Гостинцы и подарки сестрам либо передавала через кого-либо, либо оставляла тайно, повесив в сумке на двери кельи.
Очень любила читать духовную литературу. Одной из ее самых любимых была книга «Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную» святителя Иоанна Тобольского.
Любила молиться. Её послушанием в последние годы было чтение неусыпаемой псалтири. Она его исполняла усердно, несмотря на болезненность, преодолевала немощи. Молилась и в келье, исполняя правило, добавляя акафисты и каноны святым дня. Имела большой синодик, куда записывала всех, кто ей благотворил. Молитвенно помнила благодетелей долго, считая это своим долгом, благодарила даже за незначительные услуги и помощь. Остался помянник с трогательными пометками матушки: о здравии Лидии со сродниками (помидоры), Евдокии, Феодора (кипятильник) и т.д. В синодике о упокоении перечислены не только духовники, благодетели, сродники, безродные, но и соседи, знакомые, сотрудники.
Её подлинно евангельская простота, заповеданная Господом своим ученикам, трогала душу и запечатлевалась в ней. Такая добродетель в наше время очень редка и присуща, в основном христианам старшего поколения, уходящим из жизни один за другим на наших глазах. А «где просто, там ангелов со ста».
Её добродушие и простота сочетались с отсутствием какого-бы то ни было мнения о себе. Это также впечатляло. Но мне, как и другим молодым сестрам, сразу оценить это по достоинству было не под силу. Только по кончине матушки, спустя многие годы, пришло осознание редкостных дарованием матушки Феодоры, взращенных ею на ниве своей души, благодаря советам и наставлениям старцев и духовников Русской Православной Церкви того времени.
Добрая и простодушная Феодорушка, как ее ласково называли сестры обители, могла стать строгой и несговорчивой, когда дело касалось вопросов храмовых и богослужебных. Когда она поступила в монастырь, то ей и ее сподвижницам по михайловскому храму было поручено клиросное послушание. Послушница Валентина стала первой уставщицей. Впоследствии она научила сестер обители редким напевам, которые она знала с детства. Строго следила за уставом, и очень огорчалась, когда замечала нарушения или сокращения.
Ей, девице, м. Игуменья поручала украшать цветами иконы к праздникам, ее неизменным послушанием было плетение венков из зелени и цветов к Св. Плащанице. Матушка Феодора исполняла его с большим усердием и любовью. Однажды я увидела ее в храме Великим постом, она украшала ветками можжевельника Крест с Распятием для выноса в Неделю Крестопоклонную. Заметив на ее глазах слезы, я спросила, почему она плачет. Матушка Феодора ответила: «Вот дали ветви можжевельника вместо цветов. Как можно. Ему ведь и так колко…» Так она сочувствовала Спасителю, сопереживала его Крестным Страданиям.
Всю свою жизнь прожив в подвиге девства ради Христа в миру, в 57 лет матушка пришла в монастырь и до конца своих дней жила по-монашески, как научили ее духовники и старцы обителей, которые она любила посещать в молодости. И для нас, сестер монастыря она являлась примером евангельского жительства. Квартиру, честно заработанную 40-летним добросовестным трудом в миру, она продала перед уходом в монастырь, все деньги и пенсию отдала на восстановление Солотчинской обители. Получив маленькую келью, пребывала в ней неотлучно. Жила уединенно, по другим кельям ходить и пускать к себе не любила, словом жила так, как и заповедано монахам, предстоя в одиночестве перед Богом.
Кончина матушки стала такой же, как и вся ее жизнь, — тихой, мирной, сокровенной. Она заболела бронхитом, и после Рождества Христова в Церковь уже ходить не могла. Болезнь не проходила и усугубилась. Рано утром, в праздник любимого ею святого прп. Серафима Саровского, мать Феодора с трудом встала, никого не позвав на помощь, сама сходила в душевую и вымылась, переоделась. Вернулась в келью. Через несколько часов сестры, обеспокоенные необычной тишиной, открыли келью, и нашли ее уже почившей. Инокиня Феодора тихо и мирно отошла ко Господу 15 января 2005г. , 77 лет от роду.
Вспоминая наших михайловских матушек, ставших насельницами Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря, уже отошедших в разное время ко Господу, понимаешь, как много значит их пример и образ жизни. Они и стали той связующей нитью, не позволившей прерваться святоотеческой традиции в советские годы, несмотря на все усилия безбожной власти. Их жизненному подвигу мы, современные иноки, призваны не только, удивляться, но и по силе подражать. Да поможет нам Бог!
Игумения Анна (Сычугова)