Единственная женская обитель в г. Рязани – это Казанский Явленский монастырь. Издавна он считался самым большим и обустроенным в городе.
Из исторических справок следует, что монастырь был основан на территории Рязанского Кремля в 16 веке, однако, точный год неизвестен. Есть предание, что закладка обители началась на месте чудесного явления иконы Казанской Божией Матери. До революции эта святыня хранилась в монастыре, но в 1917 году она исчезла. Хотя святыню пытались сохранить, перенося из одного храма в другой, но в итоге следы ее были утеряны, а дальнейшая судьба неизвестна.
Другая версия гласит, что монастырь был основан в числе первых после того, как произошло явление Божией Матери в Казани в 16 веке. Возможно, обитель возводилась в честь этого события.
В 18 веке монастырь перенесли на современное место – тихую улицу Затинную. Говорят, это связано с тем, что в Кремле часто возникали пожары, которые могли легко перекинуться с одной постройки на другую, а это грозило уничтожением святынь. Поэтому один из купцов пожертвовал в пользу монастыря свои земли. Там обитель стоит и по сей день.
Казанский собор является прекрасным памятником архитектуры, однако далеко не все монастырские сооружения дошли до нас в первозданном виде. До революции к монастырю относились 40 зданий, 9 из которых каменные, в них проживало около 450 насельниц. Раньше обитель опоясывала кирпичная стена, также стояли башенки, из которых сейчас осталась только одна полуразрушенная. Но не все так печально — один из фрагментов кирпичной стены по улице Вознесенкой был отреставрирован, кроме того, планируется реставрация и другой ее части.
Сама территория монастыря была намного больше, она ограничивалась тремя улицами: Свободы (Владимирской), Затинной и Фурманова (Монастырской). В нее входило 4-х классовое училище для девочек, которое насчитывало до 70 учениц. Также имелся монастырский сад, огороды и даже гостиница.
На месте обветшалого жилого здания, которое стоит прямо перед воротами Казанского монастыря, раньше находился главный вход. Сейчас эта постройка мало чем похожа на надвратный храм и колокольню, от былого величия сохранились только две колонны на втором этаже, где и располагалась церковь в честь великомученицы Варвары. Колокольня была снесена, а центральная арка заделана, но даже сейчас, сквозь старую отделку видны ее очертания.
По ходатайству владыки Павла (сейчас – митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси – ред.) монастырь был передан Церкви в конце 2006 года. Сначала он существовал как приходской, но в 2008 году руководить им была назначена игумения Анна (Сычугова). В конце 2009 года монастырю было передано здание, в котором сейчас живут 5 сестер. Здесь находятся трапезная, приемная и воскресная школа.
Еще 10 лет назад монастырский собор находился в гораздо худшем, плачевном состоянии. Пришлось приложить немало сил, чтобы возродить главное сооружение. Территорию пытаются привести в порядок и сейчас: ведутся реставрационные работы, высаживаются цветы и деревья.
Игумения Анна вспоминает слова архимандрита Авеля (Македонова), сказанные им о Казанском женском монастыре: « Придет время, и тот монастырь, который сейчас очень осквернен и поруган, станет одним из самых красивых в Рязани. Сначала там будет 4 монахини, потом 7, потом 14». «Надеемся, что исполнится его пророчество», — говорит матушка.
Если обойти снаружи Казанский собор, то на месте некрополя можно увидеть большой каменный крест, появившийся в 2009 году. Это, можно сказать, произведение искусства, изготовила известная рязанская женщина-скульптор Лариса Лысенина, сделав его в канонах древнерусского зодчества. На нем изображены святые, в том числе и рязанские. На монастырском кладбище было более 200 захоронений сестер, благотворителей, именитых горожан. Сейчас могил сохранилось немного, памятники были засыпаны землей, а многие могилы разграблены.
Что касается самого собора, то он был очень быстро восстановлен благодаря помощникам и благодетелям. Сейчас в нем ведутся работы по восстановлению предела в честь преподобного Сергия Радонежского. В мае 2008 года стены и роспись были еще не отреставрированы, особенно сильно пострадал купол. Сваи были вбиты прямо в лик Христа, фрески на потолке и стенах были замазаны толстым слоем коричневой краски, и на их месте были изображены красноармейцы – ужасное наследие советской власти. Однако и это смогли удалить и отреставрировать.
Много святынь было передано в храм с момента его возрождения. Одной из первых — икона Николая Чудотворца, переданная отцом Александром Куропаткиным.
После молитв перед иконой в храме, случилось чудо — она замироточила, об этом свидетельствовал даже архиерей. Тогда Владыка сказал: «Значит Господу угодно, чтобы начали служить литургии». Какое-то время она еще источала миро, но затем прекратила.
Также многие другие иконы были возвращены в храм, получив новый облик после работы реставраторов.
В храме есть несколько святынь, которые считаются реликвиями. С ними напрямую связана бывшая сестра монастыря, схимонахиня Неонила, не дожившая до его возрождения. Она всю жизнь провела на территории обители, хотя после разорения, в 1919 году, сестер буквально выгоняли. Но по какому-то особому промыслу несколько человек все же остались здесь, и матушка Неонила была в их числе. Она жила в скромном деревянном домике, все стены которого были завешены иконами. Матушка спасла большое количество образов, принадлежавших монастырю. Большую икону Спасителя сохранили двое мужчин, которые еще юношами были лично знакомы со схимонахиней Неонилой. Та передала им святыню перед смертью. Кроме того, она сохранила для монастыря частичку мощей Петра и Февронии Муромских и многие другие святыни.
На фресках собора изображены не только библейские сюжеты. Например, на одной из них изображена Богородица, вышедшая из алтаря во время службы в сопровождении двух ангелов. На ней надета мантия, символизирующая царское достоинство, а священная епитрахиль свидетельствует о том, что она первая инокиня, покровительница всех монашествующих и монастырей.
Также на фреске изображены монахини, узрившие Богоматерь, и по свидетельствам, изображенная на них одежда сходна с формой сестер Казанского женского монастыря. Так что, возможно, фреска писалась с натуры.
Под каждым изображением на стенах храма находится поучительная подпись. Так как до революции большинство прихожан были неграмотными, изображения старались делать более информативными. Приход учился христианской жизни благодаря проповедям и иллюстрирующим их фрескам. Говорят, что собор расписывали очень искусные мастера. Фрески написаны академической рукой — считается, что здесь работал даже известный живописец Николай Шумов.
Стоит сказать и о святых, связанных с Казанским монастырем. В храме находится икона и частица мощей блаженной Любови Рязанской, жившей на улице Затинной. Она очень любила приходить и молиться в храме, общалась со многими сестрами. После разорения монастыря она пророчествовала судьбы сестрам обители.
Кроме того, стоит вспомнить о подвижнике, пока не прославленном, но очень почитаемом в Рязани — блаженном Александре Белкине. После разорения монастыря он жил на его территории у своего брата. Схимонахиня Неонила говорила, что брат не очень любил блаженного Александра, так как тот был инвалидом. Однажды зимой, совершая паломничество в Иоанно-Богословский монастырь, он заблудился и увидел волков. Поняв, что его ждет неминуемая кончина, он стал усиленно молиться Богу и чудесным образом был спасен, но обморозил ноги, которые ему ампутировали.
Как юродивый он вел себя немного странно, по ночам он буквально приползал к Воскресенскому храму и молился, за это его гоняла милиция. Также он молился на территории монастыря и посещал сестер. Блаженный просил Бога о том, чтобы насельниц не выгоняли из разоренного монастыря.
И, конечно, стоит отметить одну из самых почитаемых икон обители – чудотворный образ Казанской Божией Матери. Она появилась в монастыре три года назад, став очень дорогой для монастыря. Ее завещал передать отец Авель (Македонов), сказав: «Не забудьте эту чудотворную икону передать в Казанский монастырь, когда он возродится». Икона считается чудотворной, так как она была явлена чудесным образом по промыслу Божьему: образ и его местонахождение являлись во сне одной верующей женщине, до тех пор, пока она не нашла ее под завалом дров. Многие прихожане сами убедились в действенности молитв перед этим образом.
И это только некоторые святыни, находящиеся в Казанском соборе. С возвращением икон, постепенно происходит возрождение обители. Казанский женский монастырь является поистине уникальным местом – большое количество святынь, великолепная архитектура и соответствующая атмосфера привлекают к себе все больше прихожан и паломников.
Анастасия Корнева, фото автора и с сайта Казанского Явленского монастыря
Публикация подготовлена при поддержке Международного грантового конкурса
«Православная инициатива 2016-2017»