Богородице-Казанский женский монастырь находится в историческом центре города Рязани. Дата его основания точно не известна, но первые упоминания о нем относятся к XVI столетию. Прежде обитель располагалась на территории Рязанского кремля и называлась иначе: Казанский Явленский девичий монастырь. В 1876 году, в соответствии с новым планом развития города, он был перенесен на другое место, где и находится по сей день.
К XIX столетию Казанский монастырь – единственная женская обитель в городе – достиг своего расцвета. Число насельниц к 1915 году составило 450 человек. Это была большая, занимавшая целый квартал обитель, с двумя храмами, высокой колокольней, сорока зданиями за монастырской оградой, некрополем и великой святыней – старинной чудотворной Казанской иконой Богородицы.
После октябрьского переворота 1917 года Казанский монастырь пострадал одним из первых. В 1919 году его полностью закрыли. Монашествующих изгнали, а на территории обители разместили «концлагерь для нетрудового элемента» (1919 – 1922 гг.).
Насельницы монастыря разошлись кто куда. Кто-то уехал на родину, кто-то остался в Рязани. Известно, что многие сестры продолжали свое служение Богу и людям, живя в миру. Они искали возможность трудиться в храмах, переходя из одного в другой в случаях их закрытия. По рассказам пожилых прихожан рязанских храмов известно, что бывшие казанские насельницы несли клиросное, пономарское и другие послушания в Благовещенском, Входоиерусалимском, Борисо-Глебском и Скорбященском храмах Рязани. Они спасли некоторые монастырские иконы, перенося их с собой. Много горя пришлось пережить сестрам, оказавшимся вне стен родной обители. Две из них прославлены в лике мучеников за Христа. Это преподобномученицы Евдокия (Архипова) и Ольга (Жильцова). Память их совершается 1/14 марта
В декабре 2006 года по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, было принято решение об открытии Казанского женского монастыря г. Рязани и возрождения в нем монашеской жизни.
Казанский собор монастыря был передан Рязанской Епархии намного раньше, в декабре 2005 года Он требовал капитального ремонта, был в полуразрушенном состоянии. Поэтому главной задачей в то время была подготовка храма для совершения в нем богослужений. 4 ноября 2006 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел отслужил первый молебен перед Казанской иконой Божией Матери.
Из сорока зданий, находившихся в монастыре до революции, сохранилось до наших дней только двенадцать. В большинстве их них проживают люди, так как в 90-е годы многим удалось приватизировать жилье. В первое время возрождения обители сестрам, желающим посвятить себя монашеству, негде было жить. Лишь в январе 2008 года был отремонтирован первый переданный монастырю корпус. В нем, по благословению Управляющего Рязанской Епархией, было размещено Епархиальное женское духовное училище. Пять лет сестры жили вместе с воспитанницами училища.
Только в ноябре 2013 года у сестер появился отдельный монастырский корпус. Сейчас в нем сосредоточена вся внебогослужебная жизнь монастыря: расположены все службы, трапезная и келии сестер. Конечно, этого недостаточно. Дело возвращения зданий, принадлежавших монастырю, продвигается очень трудно. Большая надежда на соседний корпус, который городские власти обещают расселить в следующем году.
Первые несколько лет в обители проживали только две насельницы – настоятельница и одна послушница. Сейчас у матушки игумении уже пять послушниц. Самой старшей насельнице семьдесят четыре года, а самой младшей – девятнадцать лет.
Живут сестры в двух келиях, рассчитанных: одна – на двух человек, другая – на четырех человек. К сожалению, это все, что пока имеется в монастырском корпусе.
Особенностями монастыря являются его месторасположение (центр большого города) и небольшое количество насельниц, а также то, что обитель находится лишь в начале своего становления.
Без помощи сотрудников-мирян поначалу было просто не обойтись. Почти все они и по сей день продолжают трудиться на благо монастыря. Это завхоз, бухгалтер, зав. канцелярии, водитель и др. Сестры несут следующие послушания алтарницы, регента, певчих, ризничной, церковницы. Есть и общие послушания: уборка храма и жилого корпуса, дежурство в трапезной, уборка территории.
С декабря 2008 года в обители совершается суточный круг богослужения, все сестры имеют возможность ежедневно в нем участвовать.
Монастырский день начинается в 5 часов 10 минут с утреннего правила в Казанском соборе, которое продолжается до начала литургии (в 6 часов 40 минут). По окончании богослужения – первая трапеза (легкий завтрак), затем непродолжительный отдых для тех, кто не занят в это время на послушании. Послушания продолжаются до обеда (13 часов 30 минут) и после него. Перед вечерним богослужением, как правило, у сестер также есть возможность отдохнуть. После богослужения вечером все сестры собираются на ужин, за которым следует вечернее правило, совершаемое в корпусе.
Келейное правило насельниц состоит из чтения Псалтири. Сестры стараются прочитывать всю Псалтирь ежедневно, в этом им помогают несколько прихожан. Количество кафизм для каждой сестры определяется индивидуально.
Общение игумении и сестер из-за малочисленности общины довольно тесное. Откровение помыслов в монастыре не практикуется, однако каждая сестра может рассказать матушке обо всем, что ее беспокоит, и испросить совета. Решить недоуменные вопросы с игуменией можно в течение дня. Особенно удобное для этого время – после вечернего правила.
Время от времени матушка с сестрами совершают паломнические поездки в другие обители: Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, московские монастыри, монастыри Рязанской митрополии.
При монастыре действует Воскресная школа для детей и взрослых. Одна из послушниц преподает в ней церковное пение. Сестры монастыря опекают один из детских садов города, регулярно посещают его на Рождество Христово и Пасху и дарят детям подарки.
По-прежнему жизнь обители связана с Епархиальным женским духовным училищем, воспитанницы которого несут клиросное послушание в монастырском соборе. Матушка игумения ведет в Епархиальном женском училище предмет «Православный церковный этикет».