Святой апостол Симон — один из двенадцати ближайших учеников Христа Спасителя, был сыном праведного Иосифа Обручника от первого брака (см.: Мф.13,55) и, соответственно, братом по плоти Господа Иисуса. За особое усердие в исполнении заповедей Божиих апостола Симона именуют Зилотом, что в переводе с греческого означает «ревнитель закона». Прославлен он и под именем Кананита, что связано с церковным преданием, согласно которому, на описанном в Евангелии браке в Кане Галилейской, куда пригласили Христа и Пресвятую Деву Марию, женихом был Симон Зилот. Здесь Господь и сотворил свое первое чудо. В самый разгар свадебных торжеств в доме Симона закончилось вино, что могло бы навлечь бесчестие на весь дом и новобрачную чету. Чтобы этого не случилось, Христос по просьбе Своей Матери велел до верха наполнить водой шесть каменных сосудов и сотворил из нее прекрасный напиток. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской, — повествует Евангелие, — и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 9-11). Это чудо изменило коренным образом всю дальнейшую жизнь самого Симона. Он познал, что Иисус, почтивший Своим присутствием его свадьбу, есть подлинный Мессия, Сын Божий, и оставив все последовал за Ним. Евангельское чтение во время совершения таинства венчания повествует о чуде на браке в Кане Гагилейской, в связи с чем, по-видимому, и апостол Симон Кананит почитается как покровитель христианского супружества.
После Вознесения Господа Иисуса Христа, в день Пятидесятницы Симон получил в дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков в Сионской горнице. Вместе с другими апостолами он вышел на проповедь Евангелия Христова. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом – в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов. Известно, что апостол Симон вместе с апостолом Андреем Первозванным благовествовал в земле Иверской, после чего они пошли в горы Сванетии, затем – в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (в окрестностях современного города Новый Афон). Это было примерно в 55 году н.э.
В Абхазии святой Симон творил множество знамений и чудес, а силой своей проповеди многих людей обратил ко Христу. Из-за этого он неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. Вскоре, как и большинство апостолов, Симон принял мученическую кончину. Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. На могилу стали приходить верующие, прося помощи и исцеления от болезней. По преданию, еще в I веке рядом с пещерой апостола Симона забил целебный источник, который существует до сих пор. В IV веке над местом погребения апостола воздвигли храм в его честь. В XIX веке рядом с древним храмом афонские монахи основали Ново — Афонский Симоно — Кананитский монастырь, который стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.
У православных паломников есть редкая возможность поклониться святым мощам апостола Симона, одного из 12-ти избранных учеников Христа, частицы которых находятся:
• в базилике Апостола Андрея Первозванного в г. Кёльне (Германия);
• в храме Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы;
• в храме Двенадцати Апостолов Китаевской пустыни г. Киева;
• в храме Святителя Василия Великого г. Челябинска;
• в Казанском соборе Казанского женского монастыря г. Рязани.
Память святого апостола Симона Кананита отмечается дважды в году: в день его преставления 10/23 мая (н. ст.) и на празднование Собора 12-ти апостолов – 30 июня/13 июля (н. ст.).