27 марта вечером в Казанском монастыре Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Пассию – Последование Святых и спасительных Страстей Христовых.
Архипастырское наставление после богослужения началось со слов о страдании, которых так много в жизни человечества, отдельных народов и людей. И Крест, появившийся в истории как орудие казни, тоже можно назвать символом страданий. Но только ли о страданиях он напоминает? Об этом и других важных вопросах владыка говорил далее в слове, обращенном к верующим:
— Сегодня мы слушали с вами повествование о страданиях Спасителя, тех безмерных муках, которые претерпел Сын Божий прежде Своего восшествия с земли. Казалось бы, о чем мы можем думать после того, как прослушали эти строки о страшных событиях Священной истории? Любое упоминание о страданиях для современного гуманистического сознания вызывает страх и отвращение. Люди не хотят слышать о страданиях, не хотят негатива, они хотят радоваться, веселиться, они хотят забыть о смерти, о воздаянии и жить в царящем день за днем одном сплошном счастье. Но счастье так к человечеству и не приходит…
Сегодняшний воскресный день называется неделей Крестопоклонной. Во всех наших храмах в центре мы видим образ Креста Господня. Для чего же Церковь выносит его, давая нам возможность поклониться ему? Чтобы вновь напомнить о страданиях, вызвать в памяти тяжелые страницы из жизни Спасителя и ввергнуть нас в состояние депрессии? Нет! Церковь преследует другую задачу. Образ Креста Господня Церковь выносится в этот Воскресный день для нашего укрепления, ободрения, чтобы мы восприняли духом, чтобы у нас «открылось второе дыхание». Но как же это произойдет, если мы слышим о страданиях, и любое переживание о них способно лишь усугубить наши мрачные мысли и депрессивное сознание?
Церковь предлагает нам сегодня Страстное Евангелие, чтобы мы, послушав о страданиях нашего Спасителя, услышав о безмерных страданиях Безгрешного, поняли — наши-то страдания вполне заслуженные. Мы заслужили эти скорби своим отступлением от веры, беспечностью, рассеянным образом жизни и греховными страстями. А Он, Безгрешный, страдал за нас. Именно с этой целью Церковь установила этот день — в стремлении ободрить и показать нам глубину страданий Христовых, внушить нам надежду, ведь Господь пришел на землю, чтобы положить конец нашим страданиям и избавить нас от них, чтобы подвести раз и навсегда черту под страшной историей человечества, трагедией, вызванной грехом Адама. И мы сегодня, слушая слова акафиста, вспоминая о страданиях Христова, внимая словам Евангелия, можем только возблагодарить Бога Мы страдаем поделом, а Он, будучи безгрешен, пострадал за нас. Ободримся, воспрянем душою! Господь пришел, чтобы положить конец морю людского страдания, чтобы в конце концов человек, имеющий бессмертную душу, смог, наконец, водвориться там, где нет скорби, печали, воздыхания, но радость бесконечная.