Памяти срезневских подвижников благочестия XX в.

Сегодня Святая Церковь празднует память преподобномученика Сергия и преподобноисповедницы Анны Срезневских.


Церковь Казанской иконы Божией Матери в с.Срезнево Шиловского района Рязанской области

XX век — тя­же­лый для Пра­во­слав­ной Церк­ви — впи­сал ты­ся­чи но­вых имен в Со­бор Рос­сий­ских свя­тых. Это но­во­му­че­ни­ки и ис­по­вед­ни­ки, ко­то­рые в страш­ные го­ды го­не­ний на ве­ру не по­бо­я­лись от­кры­то ис­по­ве­дать Хри­ста, фак­ти­че­ски по­вто­рив по­двиг свя­тых му­че­ни­ков пер­вых ве­ков Хри­сти­ан­ства. 23 де­каб­ря празд­ну­ет­ся па­мять по­чти два­дца­ти ря­зан­ских по­движ­ни­ков, по­стра­дав­ших за ве­ру в раз­ные го­ды XX сто­ле­тия. Сре­ди них — схи­мо­на­хи­ня Ан­на (в ми­ру Сто­ля­ро­ва Ани­сия Гу­ре­ев­на, род. 12.01.1895), ис­по­вед­ни­ца, под­ви­зав­ша­я­ся в се­ле Срез­не­во Ши­лов­ско­го рай­о­на.
Ду­хов­ная дочь свя­щен­но­му­че­ни­ка Фи­ла­ре­та Срез­нев­ско­го, она дол­гие го­ды бы­ла хра­ни­тель­ни­цей чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца Греш­ных», ко­то­рая до сих пор на­хо­дит­ся в Ка­зан­ском хра­ме Срез­не­ва. Вско­ре от­ца Фи­ла­ре­та аре­сто­ва­ли, об­ви­няя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, а сле­дом за ним бы­ли от­прав­ле­ны в конц­ла­ге­ря ма­туш­ка Ан­на и иеромонах Сер­гий (Со­ро­кин), кли­рик Ка­зан­ской церк­ви. Че­рез 3 го­да они вер­ну­лись в Срез­не­во, но вско­ре по­сле­до­вал но­вый арест. По­движ­ни­це мно­го при­шлось по­стра­дать в ла­ге­рях и пе­ре­сыл­ках: она от­бы­ва­ла срок в Ка­зах­ста­не, на Кам­чат­ке, на Даль­нем Во­сто­ке, в Си­би­ри. Но дол­гие го­ды ка­торж­но­го тру­да не сло­ми­ли ма­туш­ку ду­хов­но. В 1942 го­ду она уми­ра­ла в конц­ла­ге­ре от ис­то­ще­ния и по­про­си­ла свя­щен­ни­ка из за­клю­чен­ных ис­по­ве­до­вать и при­ча­стить ее. Он, об­ла­дая да­ром про­зор­ли­во­сти, по­ве­дал ей о том, что ему са­мо­му от­крыл Гос­подь: мо­на­хи­ня оста­нет­ся в жи­вых, вый­дет из ла­ге­ря, встре­тит на сво­ем жиз­нен­ном пу­ти де­ви­цу Ма­рию и че­рез не­сколь­ко лет по­сле осво­бож­де­ния скон­ча­ет­ся у нее на ру­ках. Все пред­ска­зан­ное сбы­лось. Ма­туш­ка Ан­на вер­ну­лась в Срез­не­во в 1950 го­ду и во­семь лет слу­жи­ла при хра­ме вме­сте с дру­ги­ми мо­на­хи­ня­ми. Они жи­ли по мо­на­стыр­ско­му уста­ву. Во всем бы­ла стро­гость и вме­сте с тем ис­тин­ная хри­сти­ан­ская лю­бовь. Гос­подь от­крыл ма­туш­ке ду­хов­ные очи. Мо­на­хи­ни не­од­но­крат­но ви­де­ли, как она раз­го­ва­ри­ва­ла с Бо­жи­ей Ма­те­рью. За­бо­ле­ла ма­туш­ка вне­зап­но и че­рез три ме­ся­ца умер­ла на ру­ках у од­ной из по­слуш­ниц — Ма­рии, ко­то­рая в ско­ром вре­ме­ни при­ня­ла по­стриг с име­нем Ма­ри­ам­на и ста­ла хра­ни­тель­ни­цей чу­до­твор­ной Срез­нев­ской ико­ны.
Мо­на­хи­ня Ма­ри­ам­на скон­ча­лась со­всем не­дав­но — вес­ной 2008 го­да, че­рез 5 лет по­сле про­слав­ле­ния в Со­бо­ре Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских схи­мо­на­хи­ни Ан­ны. Мо­щи пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­цы Ан­ны на­хо­дят­ся в Ка­зан­ском хра­ме се­ла, где она под­ви­за­лась.