25 сентября, в Субботу перед Воздвижением и день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Большое Жоково.
Наставление после богослужения владыка посвятил теме Премудрости, объяснив, как правильно понимать это слово:
— Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, Православная Церковь завершает празднование в честь первого великого двунадесятого праздника церковного года — Рождества Пресвятой Богородицы. Мы сегодня слышали песнопения, прославляющие Божию Матерь и Ее родителей, Богоотец Иоакима и Анну. Сегодня во время богослужения читалось зачало Апостола, повествующее о том, что Премудрость Божия стала предметом проповеди учеников Христовых, в том числе и апостола Павла, как одного из наиболее потрудившихся.
У людей возникают разные ассоциации со словом «премудрость». Некоторые полагают, что это нечто свойственное Божией Матери, а в некоторых храмах отмечаются праздники в честь икон Софии в дни, посвященные Богородице. Иногда люди начинают мудрствовать, полагая, что София — это некая особая Божественная сила, Премудрость, нечто почти ипостасное. Что же, а точнее, кто это на самом деле? На такой вопрос отвечает апостол Павел, говоря, что Премудрость и Божия сила есть Христос.
Почему в языке христианских проповедников появилось это слово? Да, мы знаем, что в Ветхом Завете есть книги, в которых говорится о Божественной премудрости. И все же почему именно апостолы, особенно Павел, уделяют столько внимания теме Премудрости, говорят о ней? Почему на Руси строили храмы, посвященные Софии, Премудрости Божией?
София переводится с греческого как «премудрость». Если в Ветхом Завете существовал определенный язык образов и понятий, связанных с историей народа Израиля, то в греческой среде сформировались свои идеалы, и одним из главных был идеал мудреца, премудрости. А потому многие стремились к достижению премудрости, как к чему-то особенно важному. Кстати, этот идеал сохранился и сегодня, он заметен даже в обращениях на греческом языке. Например, к священнику, не получившему высшего богословского образования, обращение будет носить обычный характер. Если же священник закончил высшую богословскую школу, то в обращении к нему присутствует корень слова «логос», переводимого как «слово» или «мудрость».
Проповедуя Христа, апостолы старались делать это, используя систему смысловых координат того народа, куда они были посланы на проповедь. Христос есть Божия сила и Премудрость.
И апостолы проповедовали не просто какую-то отвлеченную премудрость, но Божию, явленную от сотворения мира, Христа, Слово Божие, черед посредство которого был сотворен видимый мир. Мы тоже сегодня несем миру Божественную Премудрость, и должны помнить, что это — Христос. В нашей вере, в Церкви все христоцентрично. История мира стремится к Рождеству Христову и начинается от него. Все в мире и в Церкви связано со Христом, Он есть глава Церкви. Дай Бог и всем нам, дорогие братья и сестры, искать и стремиться к этой Премудрости, причем не к какой-то отвлеченной премудрости, как к собранию рассеянных повсюду крупиц знания и мудрости, но к Христу, который и является Божией Силой и Премудростью.
В жизни прихода этот год был отмечен памятной датой — 160-летием храма. По этому поводу в день престольного праздника проходили большие торжества. Владыка Марк не смог присоединиться к прихожанам и паломникам непосредственно в момент этого события, но сердечно всех поздравил и вручил награды благотворителям, трудами и заботами которых удалось возродить подобающее Дому Божию благолепие.
Депутат Государственной Думы, спецпредставитель губернатора Московской области по Коломне Никита Юрьевич Чаплин был удостоен медали святителя Василия Рязанского I степени. Архиерейские грамоты были вручены Александру Владимировичу Валуйкину, Валентине Петровне Дубовик, Ольге Михайловне Ефременко, Марине Ильиничне Олейник, Владимиру Сергеевичу Калинину, Ольге Борисовне Калининой, Алексею Олеговичу Бондарькову и Иоанне Сергеевне Бондарьковой.