Тысячи людей поклонились Почаевской иконе Божией Матери (+ФОТО)

В праздник Почаевской иконы Божией Матери Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Литургию в Успенской Почаевской лавре и возглавил хиротонию архимандрита Нафанаила (Крикоты) во епископа Шумского
5 августа (23 июля) совершается празднество Почаевского образа Божией Матери, от которого уже более четырех столетий совершаются чудеса. Эта святая икона почитается не только православными всех славянских стран, но также представителями других конфессий. Чудотворения от святыни не прекратились даже в период временного пребывания монастыря в руках униатов – католиков. Теперь каждый год Церковь воспевает: «Твоими чудесы, Богородице, невернии умилившеся, Православную веру исповедаху, и еретицы от ереси отрекошася и ко стаду церковному сопричтошася».
Накануне праздника в новосозданном Преображенском соборе Успенской Почаевской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел сослужил Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, по благословению которого совершил чин праздничной литии. Во время богослужения был также совершен чин наречения во епископа ректора Почаевской духовной семинарии архимандрита Нафанаила (Крикоты).
На следующий день в Преображенском храме обители Божественную Литургию также совершил Митрополит Киевский и вся Украины Онуфрий. Его Блаженству сослужили митрополиты: Хустский и Виноградовский Марк, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел (наместник Успенской Киево-Печерской Лавры), Луганский и Алчевский Митрофан (председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ), Иов (Тывонюк), Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Сарненский и Полесский Анатолий, Почаевский Владимир (наместник обители); архиепископы: Чимкентский и Таразский Елевферий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Черновицкий и Буковинский Мелетий, Балтский и Ананьевский Алексий, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Шепетовский и Славутский Пантелеим он, Сумской и Ахтырский Евлогий, Городницкий Александр; епископы: Угольский Антоний, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Львовский и Галицкий Филарет, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бердянский и Приморский Ефрем, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон.
В начале Литургии была совершена архиерейская хиротония епископа Нафанаила.
В конце богослужения после совершения отпуста митрополит Павел перенес чудотворную икону из Преображенского собора Почаевской Лавры обратно в Успенский.
В Успенской Киево-Печерской Лавре позднюю Литургию в Великой церкви возглавил архимандрит Никон. Иеромонах Никодим рассказал о чудесах, связанных с П очаевской иконой. Чудеса, проистекающие от нее, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвой обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и о вразумлении грешников.
Отец Никодим призвал верить от всего сердца в то, что Царица Небесная никогда нас не покинет, всегда с нами и в горе, и в радости: здесь – на земле, и там – на небе. Для всех Она одинакова и в любви, и в милости Своей, и для праведников, и для грешников. Ибо Она – наша Мать неизменная, любящая и спасающая

Почаевская Успенская лавра — одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде – киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда – явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI – XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами – после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»). Стихира Почаевской гласит:

Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.

Тропарь, глас 5:

Перед святою Твоею иконою, Владычице,
молящииися исцелений сподобляются,
веры истинныя познание приемлют
и агарянская нашествия отражают.
Темже и нам, к Тебе припадающим,
грехов оставление испроси,
помыслы благочестия сердца наша просвети
и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Источник: Киево-печерская лавра