Канонизирован афонский старец Порфирий (Байрактарис).

Канонизирован афонский старец Порфирий (Байрактарис).


Священный Синод Константинопольской Православной Церкви на заседании 27 ноября рассмотрел вопрос о причислении к лику святых старца Порфирия (Байрактариса), и принял решение о канонизации этого подвижника, сообщает«Седмица.RU» со ссылкой на агентства «Ромфея» и «Амен».

Старец Порфирий вместе со старцем Паисием являются самыми почитаемыми духовными наставниками в Греции. Говоря о духовных дарованиях Порфирия, в том числе о даре провидения, старец Паисий сравнивал себя с черно-белым телевизором, а Порфирия — с цветным.

Старец Порфирий (в миру Евангелос Байрактарис) родился в 1906 году в селении Айос-Иоаннис на острове Эвбея. Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. В 13 лет он отправился на Афон и был принят в Кавсокаливийский скит, где прожил в качестве послушника 6 лет, получив в рясофоре имя Никита.

Из-за серьезной болезни он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители свт. Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.

В возрасте 20 лет был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя. В 1940 г. иеромонах Порфирий был назначен настоятелем церкви св. Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония, где ему и предстояло совершать свое пастырское служение, облегчая духовные и телесные страдания людей на протяжении многих лет.

После ухода на пенсию в 1973 г. он основал исихастирий Преображения Господня в Милесе. Незадолго до смерти старец Порфирий вернулся на Святую Гору в Кавсокаливийский скит, где начал свой монашеский путь.

Скончался старец Порфирий 2 декабря 1991 г.

 

 

СТАРЕЦ ПОРФИРИЙ ОБ ОШИБКАХ В ОТНОШЕНИЯХ С ДУХОВНЫМ ОТЦОМ.


Старец Порфирий (1906–1991) пользуется большой любовью среди православных Греции. После его блаженной кончины издаются книги о нем и собрания его советов и поучений. Некоторые из этих советов посвящены ошибкам и опасностям в отношениях с духовным отцом – теме, которая актуальна и для России. Приведем небольшую подборку таких советов.

Один брат рассказал мне: «Некогда я работал в деревне. Тогда у моей жены был очень строгий духовный отец. Однажды она призналась ему в своей слабости и в том, что она ее повторяет. Он отругал ее, запугал. После этого она еще не скоро вновь решилась идти на исповедь».
«Видишь, – сказал старец, – к чему может привести чрезмерная строгость? Вот почему я призываю быть осторожными с духовными отцами, к которым вы идете на исповедь – и вы, и ваша жена, и ваши дети; больше всего старайтесь быть честными во всем, что говорите, потому что тогда Бог все вам простит, и вы будете улучшаться духовно».

***

«Смотри, дитя мое! Наш Бог, желая научить Своих детей, которые надеются на Него, верят и любят Его, поклоняются Ему, прибегает к различным способам. Среди средств нашего Господа есть и введение правил, соблюдение которых ведет к спасению наших душ. Мы не можем изменить или нарушить планы Бога. Более того, мы не можем чего-либо навязать Ему. Но мы можем, однако, попросить Его, помолиться Ему, и Он, из любви к людям (ведь Он и есть любовь), может внять нашим молитвам и сократить время испытания – или даже обойтись без него. В любом случае, все зависит от Него. Мы просим о чем-то, а Он – Тот, Кто нас поддержит.

Более того, эти правила носят характер не мести или наказания, но воспитания, и они не имеют ничего общего с правилами, введенными некоторыми духовными отцами, которые либо от чрезмерного рвения, либо по незнанию размывают пределы наказания, не понимая, что таким образом совершают преступление, вместо того чтобы творить благо. Я всегда ругаю их и советую так: нет – суровым наказаниям, да – доброму слову. Потому что строгое наказание только поможет диаволу увеличить свою клиентуру, то есть как раз посодействует в том, что составляет цель его ожиданий, в том, к чему он с всегда стремится.
Именно поэтому выбор духовного отца требует крайней осторожности. Как вы бы искали наилучшего врача, так же вы должны заниматься поисками духовника. И там, и там – врач, но в одном случае – для тела, а в другом – для души!»

***

Говоря о вещах, превышающих обычные грехи и ситуации, таких как, например, совершение сердечной молитвы или преодоление особо трудных духовных искушений, старец советовал: «Будьте осторожны в том, что говорите вашим духовникам, которых вы выбрали для исповеди. Потому что они могут не знать всего. Они должны быть очень мудрыми, проницательными и опытными. Они должны носить Дух Божий внутри себя, чтобы суметь разрешить ваши различные проблемы».

***

«Если ты живешь далеко от города, – сказал старец одному брату, – и не можешь приезжать сюда регулярно, тебе нужно найти хорошего духовника, чтобы исповедовать ему свои грехи. Но если тебя беспокоит что-то относительно сердечной молитвы или твоих помыслов, не сообщай ему этого, потому что тот, кто знает недостаточно, может сбить тебя с толку. При таких вопросах приходи сюда, и сможешь обсудить их со мной».

***

Один уверенный в себе строгий духовный отец отказался одобрить желание своего духовного чада посетить отца Порфирия и поговорить с ним о серьезной личной проблеме. Этот инцидент произвел на меня тяжелое впечатление, и я сообщил старцу о нем. Старец грустно покачал головой и промолвил: «Что я могу сказать? Понимаешь, он ведь тоже духовный отец». Старец всегда был очень осторожным и мягким в суждениях о других – особенно когда это касалось священников, совершавших ошибки. Вместо характеристики он предпочитал выражаться метафорически:

«Ты знаешь, когда папский миссионер получает инструкции для своей миссии, от Рима он добирается на самолете, а по прибытии в аэропорт одной из африканских стран открывает запечатанный конверт и читает, что должна включать в себя его миссия – что он обязан выполнять, даже если с этим не согласен. У нас, у православных, все происходит не так».

Я понял – более или менее – то, что старец пытался мне сказать. Это был не первый раз, когда я убедился, что в православной среде бывают духовники с «папскими» замашками, которые требуют повиноваться своим указаниям, полностью игнорируя внутреннее несогласие своих духовных детей. Они склонны развивать тоталитарное мышление, потому что сами боятся свободы, которую ограничивают дисциплиной, невзирая на то, что православное послушание есть плод свободы.

Вскоре после этого упомянутое духовное чадо «строгого» духовника в конце концов сказало своим друзьям, которые призывали его поехать к старцу Порфирию, что у него пропало желание посетить старца. В одну из моих поездок я сказал старцу об этом и добавил: «Я думаю, что причина того, что он к вам не пришел, не в его нежелании, а в том, что он демонстрировал послушание своему духовному отцу».

Ответ старца удивил меня: «Он проявляет послушание, потому что советы его духовника удовлетворяют его эго». Это был первый раз, когда я услышал, что старец так открыто говорит о духовной ошибке. Старец сам не стремился к появлению последователей, он просто помогал тем, кто искал помощи в его келье. Быть может, он сообщал это все мне так открыто потому, что хотел показать еще один пример обольщения диаволом христиан. И это заставило меня понять, что мотивом послушания для человека иногда служит удовлетворение собственного эго.

Перевела с английского Ангелина Леонова.

«pravoslavie.ru»