ИЗ МНОГИХ МОНАСТЫРЕЙ ИСЧЕЗ ДУХ СВОБОДЫ И БЛАГОРОДСТВА.

ИЗ МНОГИХ МОНАСТЫРЕЙ ИСЧЕЗ ДУХ СВОБОДЫ И БЛАГОРОДСТВА.

Старец Паисий Святогорец.

***
«Когда сталкиваются два камня – высекаются искры. Но когда один предмет мягкий, даже если он столкнется с жестким – никаких искр не будет. Так и с людьми. Смиренный человек – мягкий. Во время столкновения он отступает, благодаря чему удается избежать беды».

***
«Есть люди, которые ревностно начали свой духовный подвиг, но в какой-то момент застопорились на месте на своем пути к Богу. Произошло это потому, что изначально в их ревности по Бозе был замешан эгоизм.
Предположим, у кого-то было 30 процентов ревности и 70 процентов эгоизма. Со временем ревность по Бозе утратилась и духовный прогресс приостановился. Нет топлива. Если бензин сильно загрязнен посторонними примесями – мотор на нем работать не будет».

***
«Когда человек молод и стремится подвизаться любочестно – он строг к себе и к окружающим. Но по прошествии лет, если он продолжает жить по-подвижнически, он становится строже к себе и снисходительным к своим ближним».

***
"Жизнь в общежительной обители помогает нам увидеть себя. Каждый ближний – зеркало для нас. Мы видим его добродетели (всех без исключения своих детей Бог украсил какой-нибудь добродетелью) и стараемся ему подражать. Видим и его недостатки, после чего заглядываем вглубь своей души и видим, что у нас те же недостатки присутствуют в гораздо большей степени. Так мы смиряемся и получаем большую духовную пользу».

***
«Нерадение происходит от того, что мы не почувствовали красоту духовной жизни. Когда душа не расположена к молитве, необходимо понуждать себя к ней. Постепенно будет приходить аппетит к молитвенному общению с Богом и душа начнет чувствовать радость. Здесь можно привести пример больного. Что бы он ни ел, суп или сладости, все кажется ему безвкусным. Но он понуждает себя, ест через силу и в результате набирается сил, выздоравливает и начинает чувствовать вкус еды».

***
«Однажды в Иверон пришел юноша, желавший принять монашество. Он в возрасте 18 лет переехал в США, где нашел возможность заработка и свободного времяпрепровождения. Ночи напролет он проводил в развлечениях. Все свои деньги тратил на женщин. К 35 годам он во всем разочаровался и задумался над своей жизнью: “Что мне теперь делать? Я живу хуже, чем животные. Поеду на Святую Гору Афон”.
Так молодой человек стал монахом в Ивероне. Чувствуя раскаяние за свои грехи, он всецело посвятил себя аскезе. За его великие труды Бог благословил его духовными дарами.
Однажды отец Афанасий (который был человеком по-настоящему духовным) решил испытать монаха и проверить, действительно ли он достиг бесстрастия или все еще подвержен влиянию помыслов.

Он спросил его:
— Что ты делаешь, дурачок?
— Что я сделал?
— Ты хорошо обдумал то, что совершил? Ты беззаботно и в достатке проводил время в Америке, а приехал на Афон. Зачем? Только соберешься поспать – звонят колокола на службу. И ты всю ночь стоишь в Церкви, а не проводишь время с молодыми девушками. Ты работаешь целый день, и после этого тебе достается тарелка каких-нибудь бобов без растительного масла. А в Америке ты ел мясо и запивал его пивом. Хорошо ли ты подумал над тем, что сделал?
Сперва он стал возражать отцу Афанасию, говоря что монашеская жизнь прекрасна. Потом сел и беззвучно смотрел на него и наконец склонил голову и устремил взгляд на землю. Тогда отец Афанасий оставил его в одиночестве.

Прошло два или три часа и батюшка вернулся посмотреть, что делает монах. Он хотел понять, может ли человек измениться после 15 лет монашеской жизни. И что же он увидел! Инок паковал свои чемоданы и собирался уходить из монастыря!
— Что ты делаешь?
— Вот, решил вернуться в Америку. Я не подходил для монашества и совершил ошибку, когда приехал на Афон.
— Эх ты! Я же просто пошутил. Хотел проверить, изменили ли тебя столько лет монашеской жизни. А тебе хватило двух минут, чтобы разочароваться и отправиться к своим подружкам в Америку? Смотри же! Принеси покаяние за то, что с тобой случилось.
Отец Афанасий еще долго беседовал с монахом, и он раскаялся в том, что отчаялся и собрался покинуть свой монастырь. Всю свою жизнь до самой смерти он приносил покаяние за этот случай».

Сайт "Святая Гора".