Берем ли мы свой крест?

Проповедь в неделю Крестопоклонную

 Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

 «Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкви; Крест – царей держава; Крест – демонов язва; Крест – верных утверждение», – такими словами, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, Святая Матерь наша Церковь чтит и молитвенно поклоняется Честному и Животворящему Кресту Господню.

Почему именно в эти дни, в середине Великого поста, Церковь установила чинопоследование изнесения Честного Креста и поклонения ему? Чем выше путник поднимается в гору, тем тяжелее становится подъем. И великой бывает радость, когда вдруг находится источник живой воды, напившись из которого, он может дальше продолжить свой путь и достигнуть цели, подкрепившись в самый сложный момент, когда душа и физические силы, казалось бы, оставили его.

Так и нам в середине поста дан источник живой воды. Послушайте, какими словами мы с вами молились во время всенощного бдения: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим», «… се бо прииде Крестом радость всему миру…». Крестом пришла радость всему миру, Крестом Христовым.

Каждый из нас несет свой жизненный крест. И Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34) и «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). И здесь возникает вопрос: а что значит, взять свой крест? И берем ли мы крест? И покланяемся ли мы Христу? И приходит ли для нас радость через крест?

Святитель Феофан Затворник (Вышенский) однажды сказал: «Все по жизни несут крест». Нет такого человека, который бы был в идеальном положении и мы должны с вами усвоить эту мысль, мы нигде и никогда ничего не найдем идеального. Это иллюзия – искать идеального положения в жизни, идеального состояния, мы с вами живем в падшем мире. Мы все испытываем последствия греха прародителей, греха родительского и греха своего личного. «Никогда не было и не будет в мире, – говорит нам святой Никон Оптинский, – покойного места. Единственное покойное место, которое ты можешь найти – это твое сердце и твоя чистая совесть». Вот где может быть покойное место.

В мире ни идеальных людей, ни идеальных обстоятельств, ни идеальной церкви, ни идеального духовника, ни идеальных пастырей нет, и никогда не будет. И мы должны настраивать свою мысль на то, что мы все ответственны за ту жизнь, которой живем. Каждый из нас несет свой жизненный крест, но как?.. Если ты постоянно хочешь его скинуть, хочешь, чтобы обстоятельства жизни были иные, тебя не устраивают здоровье, возраст, наличие денег в кармане, погода, политика, президент, правительство и так до бесконечности, значит, ты своего креста не взял. Ты хочешь, чтобы у тебя все было по-другому. По-другому у тебя может быть, и должно быть, и ты должен стремиться только к одному – чтобы другими были твои мозги, другой была твоя душа, и другим было твое сердце. Больше ничего ты изменить в этой жизни не можешь… Мы сами должны стать другими и воспринять эту жизнь такой, какая она есть.

Кто-то может сказать: «И что теперь? Сложа руки, ничего не делать? Не говорить, не воспитывать, не лечиться, не стремиться к лучшему?» Стремиться и делать все возможное, что от тебя зависит.

Однажды я был в одном монастыре, и увидел потрясающую надпись на двери кельи. Там были такие слова: «Господи! Дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить. Мужество изменить то, что могу, и мудрость, отличить одно от другого». То, что зависит от нас, мы должны делать. Обстоятельства жизни порой от нас не зависят. Не зависит от нас и наше здоровье. Казалось бы, все делаем, что должны, и вдруг на ровном месте поскользнулись и… перелом ключицы, ноги, руки, инсульт… Ну, и прими это. Получилось так? Для чего так получилось? У Бога все со смыслом. Иоанн Златоуст сказал на все времена страдальцам, мученикам, людям, попавшим в тяжелейшие условия жизни, имеющим скорби, болезни, испытания: «У Бога польза больше, чем наказание». А наказание от слова «наказ», а не от слова «мщение». Через эту ситуацию, через этих именно людей Бог хочет тебя чему-то научить, чтобы другой стала твоя душа… Будем с вами помнить: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань». Сам Господь сказал:«В мире будете иметь скорбь; но дерзайте: Я победил мир» (Ин. 16:33). Что это значит? Если мы впишемся в Его армию, если мы будем Его воинами, будем воевать с грехом и с самими собой, как Он, – это скорбно, это болезненно, это противно, это невыносимо сознавать свои бесконечные падения, свою немощь, свою несостоятельность, но Он говорит: «… дерзайте: Я победил мир» (Ин. 16:33), и вы сможете победить и самих себя, и грех в самих себе, с Его помощью, с помощью Живого Бога через вот этот крест.

Святые Отцы говорили: «Мы несем крест, а крест несет нас. Через терпение. Через осознание того, что я лучшего не достоин. Как у разбойника должна быть наша духовная мысленная философия: “Достойное по грехам моим приемлю”».

Кто-то из святых сказал: «Ты называешь Бога справедливым? Какая же это справедливость: люди распяли Его Сына, а Он продолжает их миловать и прощать?» Их, внуков и их детей. Если бы Бог был справедливым, тебя бы давным-давно не было бы в живых. Бог не сколько справедлив, сколько милостив. Мы в гораздо лучшем находимся положении, чем то, которого заслуживаем. Один иеромонах спрашивает у игумена: «Отче, как твои дела, как твоя жизнь?» И тот отвечает: «Ты знаешь, гораздо лучше, чем я этого заслуживаю».

«Будь готов ко всякой скорби, – учат святые Отцы, –  и избежишь всякой скорби». Если мы думаем, что заслуживаем лучшего, мы находимся в прелести. Мы тогда не несем своего креста, а отказываемся всячески от него. Когда человек несет жизненные обстоятельства такими какие они есть, значит, он его берет. И тогда этот крест может стать ключом, которым откроется рай. Праведный Иов однажды сказал нам с вами на все времена: «Бог дал – Бог взял, наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов. 1:21), и «Благая от Бога приняли, злых ли не стерпим, как изволилось Богу, так и стало. Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Иов. 2: 10). 

Если ты не можешь потерпеть своих престарелых родителей, если ты не можешь потерпеть свой возраст, если ты не можешь потерпеть свои болезни, что же тогда будет, когда ты подойдешь к финишу жизни? Когда вдруг после МРТ или анализа крови тебе скажут – вы знаете, а у вас рак? Что будет, если человек не готов принимать от Бога обстоятельства жизни? Терпение начинается с мелочей.

Святые, когда подходили к смерти, как к ней относились? Апостол Павел говорит: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23). И еще: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Вот так он смотрел на свой жизненный крест, на обстоятельства жизни. Он говорил: «Слава Господу нашему Иисусу Христу, … Который дал не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29). Он благодарит Бога за страдания: «Слава Господу нашему Иисусу Христу, … ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17). Вот что ждет верных, вот на что мы должны взирать, вот что мы должны понимать.

Что будет в конце нашей Голгофы? В конце нашей Голгофы будет воскресение. Не дай Бог нам оказаться на кресте разбойника безумного. Все были на кресте – и Спаситель, и разбойник благоразумный, и разбойник безумный. У всех была одна и та же боль, одна и та же скорбь, одна и та же проблема и одни и те же страдания. И что толку для разбойника безумного? Он хулил свою жизнь и Бога, и оказался на дне ада. Другой же разбойник, такую же скорбь, такую болезнь, такую же смерть принял – и где оказался? А оказался в раю. Один и тот же крест. Один его взял, этот крест, а другой плюнул на него и вместе с ним плюнул на Бога.

Вот так и мы все то принимаем, то бросаем крест. То жизнь по вере нравится, то не нравится, то духовная жизнь близка, то противна, то хотим ее, то ненавидим. Но в нашей жизни должно быть постоянство. «Возьми крест свой, и следуй за Мною»(Мф. 16:24; Мк. 8:34).

Только не надо брать креста самодельного, о котором говорят нам святые Отцы. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Вот вам Бог дал определенные обстоятельства жизни, новых крестов самодельных на себя не накладывайте». Он привел один пример конкретный. Бездетная семья пишет ему: «Батюшка, как нам быть, хотим взять ребенка больного из дома ребенка». А он им отвечает: «Не накладывайте на себя креста самодельного. Несите свой крест бездетности достойно и служите людям и Церкви, чем можете послужить». Дал духовник благословение – делай и ничего не придумывай, потому что обязательно влипнешь в какую-то историю. И будет не твой крест, а будет крест самодельный, который Бог на тебя не накладывал.

Сегодняшний праздник и сегодняшнее воспоминание Креста Господня – нам всем для вразумления и укрепления. Наша с вами жизнь вполне нормальная и сносная, и вполне благословленная Богом. Святые Отцы нам говорят: «Благословляй свою жизнь, и она будет благословлена, будешь проклинать свою жизнь, и она будет проклята». Будем помнить, что в жизни нет ничего идеального, что мы должны Бога благодарить за то, что мы с вами имеем, благодарить за то, чего не имеем, но то, что заслужили, и будем просить у Бога мудрости и силы менять то, что возможно изменить внутри самих себя. То, что поменять не можем, будем с благодарностью и мудростью терпеть на нашем жизненном пути, делая то, что от нас зависит. Как учили Оптинские старцы: «Делай, что должно и будь, что будет, а будет то, что Бог даст».

И поэтому с верой и любовью сами себя, и друг друга, и весь живот наш, и всю жизнь нашу, и всех родных и близких наших, и все обстоятельства нашей жизни, и всю жизнь нашу  Христу Богу предадим. Крестоносцу, Который Сам не миновал жизненного креста, но Его крест закончился Воскресением, и наши жизненные кресты, если с упованием, с преданностью, с верой понесем, то и мы окажемся именно там, на нашей духовной родине в Царстве Небесном, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная. Аминь!

                                                                           Печатается в сокращении

источник: Монастырский вестник